Знакомство путешественников с историей города начинается сразу, как только они выходят из поезда. Ведь здание железнодорожного вокзала -- одно из старейших в Тамбове, хоть и претерпело за полтора столетия значительные изменения.
Первоначально железная дорога проходила через нынешний Мичуринск на Воронеж, и только в 1868 году по высочайшему разрешению российского императора ветка длиной 74 версты была продлена до Тамбова. А в следующем году уже было возведено здание вокзала, к которому из Козлова, переименованного позднее в Мичуринск, торжественно прибыл первый поезд. Встречать его пришли сотни самых отважных горожан, потому что до этого подобного чуда они не видели.
Здание станции сначала было в основном одноэтажным, лишь центральная часть с башенными часами была возведена в два этажа. В центре находились билетные кассы и вестибюль, а по боковым крыльям – залы ожидания. В целом по стилю строение напоминало крепость, хоть его фасады и были богато декорированы.
Через сто лет после постройки вокзал был реконструирован, его расширили и надстроили второй этаж, отремонтировали внутренние помещения. В результате ремонта была утрачена большая часть внешнего и внутреннего декора.
Сегодня в едином комплексе с «воротами города» смотрится и привокзальная площадь. Здесь оборудован самый большой местный фонтан, устроены цветочные клумбы и скамьи для отдыха.
Любопытный факт – будучи проездом в Тамбове, император Николай II сфотографировался на ступеньках у входа, эта фотография сохранилась.