Бронепоезда в Гражданскую и Великую Отечественную войну были, несомненно, грозным оружием, способным решать самые различные задачи. Одним из прославленных был «Козьма Минин», построенный зимой 1942 года в вагонных депо Горького. Его первоначальное название было БП № 659. Он был предназначен для обороны Москвы, и впоследствии успешно громил немецко-фашистских захватчиков на разных фронтах и направлениях.
На станции Чернь в Тульской области организован мемориал легендарной машине, здесь воины-железнодорожники приняли свой первый бой. Это действительно впечатляющий памятный комплекс-бронесостав, состоящий из оригинальных вагонов и воссозданных элементов. Боевая часть состояла из паровоза, двух закрытых площадок, открытых артиллерийских и четырех контрольных платформ. На его вооружении были пушки от танков, пулеметы «Максим» и «Дегтярева», зенитные орудия и даже установки реактивных снарядов «Катюша». В силу специфики можно было возить с собой большой запас боеприпасов.
Броня боковых листов достигала 45 миллиметров, а верхних – двадцать. Командир из наблюдательной рубки по телефону управлял действиями экипажа – стрельбой и движением, с командованием он связывался по рации. В сопровождении сотрудников экспозиции можно попасть внутрь и наглядно это все посмотреть – командирский пост, место машиниста, стрелковые гнезда. Обзор из маленьких бойниц не очень, поэтому без корректировки стрелкам было непросто. Также свободен доступ на бронеплатформы с зенитками.