Этой весной Театр Юного Зрителя готов представить школьникам постановку «Вождь краснокожих». Спектакль поставлен художественным руководителем театра Вадимом Кривошеевым по одноименной книге писателя О. Генри. В постановке принимают участие три актера: Андрей Лунев, Ярослав Козлов, Сергей Барашов.
Хорошо знакомый всем нам по одноименной советской экранизации произведения сюжет: двое бандитов похищают сына богатого папаши с целью потребовать выкуп, но сорванец оказывается настолько «трудным ребенком», что события начинают развиваться самым неожиданным для злодеев и зрителей образом. Нельзя сказать однозначно, что спектакль предназначен только для детей, здесь будет над чем задуматься и взрослым.
С одной стороны может сложиться впечатление, что в спектакле нет ни одного положительного персонажа. Хотя, очевидно, что несносное поведение Джонни можно охарактеризовать как защитную реакцию на отсутствие внимания со стороны родителей. Поэтому, на мой взгляд, для родителей мораль сюжета в том, что детям надо уделять больше внимания. Ну, а детям этот спектакль обязательно понравится большим количеством комичных ситуаций, подстроенных Джонни горе-бандитам. Ведь постановка для детей старше 12 лет, а это как раз тот возраст, когда детям совсем не свойственна глубокая печаль или сентиментальность.
Вадим, сюжет достаточно популярный: есть фильм, спектакль не раз ставился в московских театрах... Расскажите о постановке спектакля в Воронеже.
- Детский театр должен говорить на одном языке со зрителями, детьми - это наша профессия. Произведение отображает всю природу детства, ведь, если детьми никто не занимается, они становятся бандитами, при этом могут лицемерить, прикидываться, изображать из себя ангелов. Как только я прочитал произведение в детстве, понял, что это про меня, поэтому особых проблем с постановкой не возникло. Основной момент в подготовке спектакля – одушевление произведения на сцене, но это вопрос к актерам, я могу только лишь корректировать их действия, задавая единый ритм. Вкупе с художником-постановщиком я придумываю пространство, в которое помещается театральное действо, а вот как сделать персонажи живыми, знают только они.
Какую цель вы приследовали, создавая декорации к спектаклю?
- Я хотел создать на сцене некое подобие вигвама, что-то близкое к индейской тематике, ну а лестницы - это такой функционал, специально для того, чтобы можно было лазить, ведь действие произведения происходит в каньоне, а это скалистая местность. Собственно, таким ассоциативным путем мы и добились формы. А то, что лестницы на колесиках, то это для того, чтобы можно было изменять пространство, чтобы одна и та же вещь могла работать в разных формах. Потому что, опять же, детского зрителя необходимо удивлять.
Ярослав, скажите, комедийный актер и комедийный актер для детей - это два совершенно разных актера? Как каждый из вас подходил к работе над своей ролью?
- Мне кажется, нет такого понятия как просто комедийный актер и актер для детей. Может, раньше были какие-то стереотипы, что это комедийные характерные артисты, но сейчас настолько все слилось воедино, что нет, наверное, таких штампов. А по поводу жанра, да, это комедийный вестерн. И я думаю, у нас получилось. Ведь чем интересна постановка? В совокупности нас трое, три составляющих. Мы как единый механизм, поэтому очень приятно, что у нас получилось создать такую атмосферу.
Вадим, а не было ли опасений, что ребенок не сможет представить взрослого актера ростом с двух злодеев десятилетним мальчиком?
- Я уверен в том, что ребенку форма человека, его возраст, физическая принадлежность не особо важна. Ребенок верит в суть. Ведь клоуны - это тоже взрослые люди, но ребенок верит в клоунов как в отдельную касту или в отдельную инопланетную расу. Почему? Потому что клоун берет на себя суть поведения ребенка. Он становится с ним на одну ступеньку и также «шалит», как и ребенок. Идея участия в спектакле реального ребенка, если честно, рискованная. Это больше кинематографический ход, ведь спектакль, если выражаться современным языком, мы смотрим «онлайн», а фильм снимается большим количеством дублей, и все это потом монтируется. Театр – это условность, вы сейчас наблюдали выдумку, присутствовали в неком пространстве, которое вам ассоциативно давило на нервные окончания.