«Драм кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…»
Помню, как в детстве я мечтала о том, что придет какой-то человек, улыбнется и скажет: «Ну привет, а мы тебя давно ищем, ведь это именно ты второй Майкл Джексон, Шопен и Шагал в одном флаконе». Потому что хотелось одновременно все – танцевать, писать музыку и рисовать картины. Ах да, еще хотелось в шахматы у Каспарова выиграть. Но увы, никто так и не пришел за мной и таланты остались невостребованными. А были ли они?
Почти то же самое повторяется с моим ребенком.
«Мама, отдай меня в балет!» - ныла дочь год назад. «Хочу играть на пианино!» - это уже летом. «Я буду великой художницей!» – приспичило нам осенью. И наконец: «Хочу ходить в киношколу, как моя подруга!». Это за пару недель до нового, 2019 года. Сейчас дочери девять с половиной лет. До этого она желала и петь, и танцевать, и играть на гитаре, и выписывать Аксели на льду. Хотелки менялись каждые два-три месяца. Представляете, сколько времени, душевных и материальных затрат можно на них потратить, если учитывать все, что хочет ее светлость? А сколько впереди их еще будет… страшно подумать.
Редко, выбрав в детстве какое-то одно занятие, человек развивается именно в этом направлении. Конечно, каждый имеет талант, но пока выяснишь, какой именно, может полжизни пройти. А можно и за всю жизнь не понять, к чему имеется природный дар. Зачастую, родители просто навязывают своим детям то, что сами хотели попробовать, но по каким-то причинам не смогли, или то, что является более доступным – по расположению, оплате, времени занятий и прочим подходящим аспектам.
То же самое можно наблюдать и при выборе вуза или суза: ребенок редко поступает, куда хочет. Чаще всего туда, куда могут «пропихнуть» родители или на что их денег хватит. Или просто по родительскому хотению («у нас это семейная профессия!», «вот я в свое время не смог поступить туда-то, а уж сын мой просто обязан это сделать!»). А юный человек мучается, ходит на ненавистные занятия, посещает ненужные ему лекции. И, может, и занятия, и лекции эти интересные и кем-то очень любимые, но у нашего, конкретного юного человека на них просто ничего не получается. Душа не лежит. И природные данные не те.
Немного грустно, не находите? Куда проще было, если бы знать, к чему есть эти самые природные данные, а за что лучше вообще не браться.
О зеленой повязке, бионических протезах и волшебном датчике
Недавно увидела в сети сайт компании «Вербатория». Ее специалисты пообещали помочь разобраться в настоящем и будущем моей дочери (ну и в моем, если потребуется), определив ее природные склонности с помощью специального устройства, считывающего импульсы головного мозга. Фома, как говорится, я не верующая, поэтому довольно долго изучала, что это за чудо такое – «Вербатория». Приятно была удивлена, узнав, что это запатентованная российская разработка.
Заявив дочери, что мы идем выявлять ее таланты при помощи специального компьютера, в ответ увидела удивленные глаза и услышала вопрос: «Мамочка, а меня не будут на детекторе лжи проверять?» - «Не в этот раз», - заверила я ее и мы стали собираться.
Офис компании – в центре города. Что для нас оказалось весьма удобно, две остановки пешком по хорошей погоде – красота!
У кабинета встретились с директором Воронежского филиала «Вербатории» Еленой Распоповой, которая, улыбнувшись, распахнула дверь нового для нас мира.
Небольшая светлая комната в офисном здании. Шкаф, стол, несколько стульев. На столе лежит планшет и зеленый ободок-повязка, который сразу привлек внимание дочки. «Наверное, вот это будет меня изучать», - заявила она со знанием дела и скромно уселась на стул в ожидании тестирования. Между тем Елена Сергеевна рассказала об его особенностях.
– Тестирование проходит так: одевается на голову ободок из материи со специальным запатентованным датчиком, – поясняла она. – Такие же используются в бионических протезах – устройствах, замещающих какую-либо конечность и улавливающие нервные импульсы (это не муляж, с их помощью можно выполнять действия: взять чашку, руль, ручку и пр. – прим. ред.) Для определения способностей человека, используется такой же датчик, но усовершенствованный.
Устройство улавливает биоэнергетический волны, по Bluetooth передает в компьютер, а тот записывает все данные и передает в центральный сервер, который расположен в Санкт-Петербурге. Специальная программа обрабатывает данные за считанные минуты и отправляет отчет на вашу электронную почту. То есть, через 10 минут после тестирования можно уже говорить о его результатах. Если что-то непонятно, можно проконсультироваться у психологов-педагогов – нейрометристов. Ну, что, приступим к тестированию? – улыбнулась Елена Сергеевна. Настал звездный час дочки.
От червя до человека
Меня посадили подальше за ширму, чтобы хитрюга не отвлекалась, в ожидании подсказок от любящей родительницы.
Итак, тестирование должно было выявить природные данные – прикладные способности моего ребенка. Эти данные основаны на пяти гранях интеллекта по Говарду Гарднеру*: телеснокинетическом, лингвистическом, логико-математическом, музыкальном и пространственном.
Девочке, учитывая ее возраст, было предложено решить ряд разноплановых заданий. Она угадывала звуки, описывала то, что видит на картинках, составляла рассказы из слов, решала математические задачи и т.д. и т.п. Что-то давалось с легкостью, и она отвечала практически не задумываясь, иные задания вводили ее в ступор. Мне кажется, что я, сидя за ширмой, слышу, как она пыхтит от напряжения и от усердия скрепит зубами.
По прошествии получаса, со словами «мама это было ооооочень сложно, но интересно!», раскрасневшийся ребенок бросился меня обнимать.
Пока мы ждали отчет о том, что результаты готовы и отправлены на мою личную электронную почту, Елена Сергеевна пояснила, по какому принципу работает программа «Вербатории».
– Импульсы головного мозга начали изучать сравнительно недавно, – пояснила она. – Коннектом (полное описание структуры связей в нервной системе организма) ученые смогли досконально изучить пока только у дождевого червя. И на это ушло… 12 лет! Сейчас изучают срез коннектома мыши. И это будет тоже очень долго, потому что в нервной системе мыши связей гораздо больше, чем у червя. Человеческий же мозг содержит около 86 миллиардов нервных клеток и в 10 раз больше соединений. Радостная новость: как отметил разработчик программы «Вербатория» Сергей Раудсепп, пока не изучат весь коннектом мозга человека, вряд ли нам в скором времени грозит быть захваченными роботами. Так что у нас в запасе есть еще довольно много десятилетий, свободных от рабства.
Но вернемся к нашим баранам. Вернее, талантам.
По словам Елены Распоповой, систему «Вербатории» можно сравнить со стадионом, на котором идет футбольный матч. Когда подходишь к нему, слышишь шум, по которому можно определить, что в данный момент происходит на поле: в какие ворота забивают гол, напряженная ли ситуация в игре в данный момент или вообще перерыв между таймами.
– Изучение импульсов головного мозга человека в нашей науке сейчас находится именно на уровне таких шумов, – пояснила Елена Сергеевна. – Как известно, мозг делится на несколько отделов и каждый из них за что-то отвечает. Когда мы даем математические задачи в тесте, активируется определенный отдел мозга, задания, связанные с музыкой, – другой, описание картинки – третий и т.д. Вот эти шумы и считывает датчик. То есть, на самом деле не важно, правильный ли ответ даст на задание теста человек, а важно то, какой отдел головного мозга и с какой интенсивностью в этот момент работает.
Что это может дать кроме выявления природных склонностей? К примеру, по результатам мы выясняем, что у ребенка логико-математическое мышление, и он хорошо усваивает математику, используя логику: ему достаточно объяснения учителя на уроке. У другого развито нагляднообразное мышление, тогда, чтобы он усвоил тот же материал, ему нужно нарисовать картинку по теме, и он ее запомнит.
Выявляя такие особенности и учитывая их, можно понять, в каком виде ребенком лучше будет усваиваться та или иная информация.
Можно ли скорректировать?
По словам специалистов – можно. Есть два варианта применения результатов теста. Можно пойти по наименьшему пути сопротивления и развивать сильные стороны, в которых человек сможет потом себя проявить наилучшим образом. А можно, стремясь к гармоничному формированию личности, начать развивать то, чего не хватает. Тем более, что у детей достаточно легко это сделать – развить можно любую грань интеллекта.
Возраст не помеха, или 4+
Тестироваться можно в любом возрасте, начиная с четырех лет – того самого возраста, когда дети начинают воспринимать информацию.
– Самым возрастным клиентом в Воронеже стал мужчина 45 лет, – рассказала Елена Сергеевна. – Немного ввел в замешательство, потому что обычно на тестирование приводят детей. Однако увидев результаты теста, стало понятно, почему он пришел – не смотря на свой возраст, не может найти свое место в жизни, а это в свою очередь делает его неуверенным. Мы определили его сильные и слабые стороны. В результате мужчина ушел в хорошем настроении, более уверенным в себе человеком. Надеемся, что все у него сложится дальше хорошо.
Надежды и реальность
С нетерпением мы возвращались домой. Открыв несколько страниц таблиц и описаний я, честно говоря, сначала впала в ступор. Потом, внимательно все прочитав и изучив, разобралась в том, что умный компьютер разглядел в голове моей дочери.
Немного экскурса о том, чем занимается мой ребенок сейчас. В пять лет мы повели ее на ушу, т.к. из-за частых болезней врачи настоятельно советовали отдать ее в спорт. Так и остались там. Почти пять лет тренировок не прошли даром, да и гибкости девчонке не занимать – она неплохо выступает на соревнованиях разного уровня. Плюс различные кружки на продленке – танцы, пение, изо, китайская культура, театральная студия. Нам повезло со школой, у детей это все вписано в обязательные факультативы после общеобразовательных занятий – хочешь - не хочешь, а придется попробовать себя во всем.
Из предметов, который легче всего дается – русский язык. Практически все контрольные, диктанты и изложения пишутся на пятерки. С математикой дело обстоит хуже.
С ранних лет петь девочка стесняется, на мой взгляд, у нее напрочь отсутствует слух. И, тем не менее, самой развитой гранью интеллекта умный компьютер определил… именно музыкальный. Тестирование показало, что лучше всего она смогла бы проявить себя именно в этой сфере, к примеру, как звукорежиссер или аранжировщик каких-либо музыкальных вещей.
Как пояснили нейрометристы, именно от музыки и звуков мой ребенок получает наибольшее удовольствие. Кроме того, у дочки очень развито эмоционально-образное восприятие мира и лучше всего информацию она усваивает на слух. Специалисты рекомендовали слушать аудиокниги.
Ну что же, попробуем по возможности добавить немного музыки и звуков в нашу жизнь, кто знает, может из этого что-то да получится!
Наталья Дашкова, психолог:
- Конечно, каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. А в чем заключается счастье? В том, чтобы человек был гармоничен во всех отношениях. Но без самореализации сложно быть счастливым. Зачастую взрослые идут на поводу у стереотипов воспитания. Считая, например, что сыну или дочке обязательно должна передаться по наследству от скрипача-отца любовь к скрипке, отдают в музыкальную школу. Другие, наоборот, водят малышей по всем кружкам. В обоих случаях можно получить отрицательный эффект – в первом, ребенок возненавидит музыку и все, что с ней связано, во втором – поверхностное отношение к делам.
Сейчас у молодых родителей распространено так называемое раннее развитие: малыш еще толком говорить не начал, навыками самообслуживания не овладел, а его уже в развивающий центр отдают. Амбициозные мамы и папы больше заботятся об интеллектуальном развитии, в ущерб эмоциональному. Между тем, как залог успешного, гармоничного человека – развитый эмоциональный интеллект. Что это? Возможность понимать себя и других. Способность сочувствовать, проявлять эмпатию, понимать чувства другого.
Помните фразу «хороший человек – не профессия»? Так вот, именно этичность делает представителя любой профессии настоящим мастером, высоким профессионалом. Можно и латинскому языку ребенка четырех лет научить. Только если он будет шпарить медицинскими терминами, описывая анатомию кошки, но при этом, не будет уметь об этой кошке заботиться, кто вырастет из этого человека? Страшно представить. Так что, дорогие мамы и папы, будьте мудры и не бойтесь своих ошибок. Знания приходят с опытом. В конце концов, никто из нас не проходил специальные родительские курсы.
*Говард Гарднер - американский психолог, автор классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (так называемым «общим интеллектом»), а рядом относительно независимых способностей.
* Материал опубликован на правах рекламы.