Длиной всего в 1 километр, старейшая часть улицы Орджоникидзе зажата между Советской площадью и Плехановской. В XVII веке этот участок называли Ямской слободой, и тогда он считался окраиной города. По легендам, сюда могли забегать волки, а на месте современного Каменного моста весной стояли такие болта, что лошади с повозками застревали по пояс.
В 1750-1760 годах тут построили каменный Воскресенский храм вместо ветхого деревянного. Тогда улицу прозвали Воскресенской или Воскресенским переулком. Новая церковь стала самым крупным зданием в Воронеже эпохи барокко: её высота с крестом составляет около 43 метров. Внутри - два этажа. На первом богослужения проходят ежедневно, а на втором - по выходным.
Историки считают, что здесь крестили писателя Андрея Платонова.
В конце XVIII-начале XIX века на будущей Орджоникидзе поселились купцы и другие зажиточные горожане. Участок до Воскресенской улицы был в то время престижным местом жительства: из окон домов виднелись заливные луга и водохранилище.
Здесь стояли дома Самуила Мещерякова, владевшего лавками в Гостином дворе, фабриканта-купца Савостьянова, мецената Нечаева, и дворян Русановых, у которых жил писатель Л.Н. Толстой.
Один из снесённых домов в народе прозвали Домом сорока скелетов. От него сейчас осталась только массивная часть ограды.
По легенде, некий гусар узнал от сослуживца о таинственном доме на Воскресенской улице, откуда идёт неведомое притяжение. Позже сослуживец исчез, а к гусару прибежал конь приятеля с кровавыми порезами на боку. Гусар отправился на поиски в таинственный дом. Внутри было много дверей, и когда он подошёл к последней, то услышал оттуда стук. Гусар не стал открывать дверь, а лишь поглядел в замочную скважину - там прыгало сорок скелетов.
После революции улицу назвали в честь партийного деятеля Томского, а когда того репрессировали, то переименовали её в честь Орджоникидзе.
В советское время по нечетной стороне снесли почти все усадьбы, однако элитный статус места сохранился.
В 1953 году тут возвели обкомовский дом с красивыми эркерами на фасаде (ул. Орджоникидзе, 10/12).
Всего в Воронеже два таких дома (брат-близнец стоит на Пятницкой), но именно в этом была первая в городе двухэтажная квартира.
Если вы обойдёте дом с правой стороны, то во дворе увидите арт-объекты садового искусства.
Поделки из ткани и дерева, фигуры животных, картины - всё это создано жильцами с улиц Орджоникидзе, Алексеевского и Кардашова.
Есенинская аллея, куда вы попадёте, выйдя со двора через арку в доме №5, по древности не уступает Орджоникидзе. В 1703 году на этом месте Пётр I основал первую во всей Российской империи Адмиралтейскую школу.
В ней готовили младших офицеров для службы в ВМФ России. Ученикам тут платили стипендию, а преподавали на русском языке, что было редкостью: тогда образование шло на церковно-славянском, греческом или латыни. Экзамены иногда получалось сдавать перед самим императором - когда Пётр I приезжал в Воронеж, любил сам аттестовать выпускников.
Приблизительный участок, где стояла школа, отмечен серым гранитным камнем с памятной табличкой.
На Орджоникидзе и Есенинской аллее тихо даже в полдень буднего дня. Если после прогулки захочется движа, загляните в шоколадный дом SHOLTO (ул. Карла Маркса, 66) - тут изготавливают фигурный шоколад с видами Воронежа, обучают этому гостей и угощают сладостями ручной работы. После - замедлитесь в концептуальном книжном Элефтерии с воронежскими открытками (ул. Кардашова, 5) и возьмите согревающий напиток в «Кофе с булочкой».