Обзорность
Пожалуй, одна из наиболее взволновавших водителей тем касается условия обзорности, то есть четкого восприятия водителем окружающей обстановки во время управления транспортным средством. Конечно, размещение в автомобиле видеофиксаторов, транспондеров, навигаторов, радар-детекторов не запрещено. Но при этом их нахождение в поле зрения водителя не допускается. Обзор заднего вида также должен быть открыт. Важным условием является также светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя. Если светопропускание составляет менее 70 процентов или на стекла нанесены покрытия, не предусмотренные изготовителем и создающие зеркальный эффект, то все это ухудшает обзорность и, следовательно, увеличивает риск ДТП.
Шины
Внимание водителям стоит обратить и на правила эксплуатации шин. Так, автовладелец не имеет права эксплуатировать в зимний период автомобили, которые оборудованы “летними” шинами, а в летний период запрещено эксплуатировать автомобиль с шипованными колесами. Если инспектор выявит это нарушение, то дальнейшая езда на автомобиле будет запрещена. Транспортное средств должно быть признано технически неисправным и подлежит эвакуации до места его стоянки.
Примечательно, что автовладелец должен использовать именно ту марку, модель, класс, размер, тип шин, которые рекомендовал производитель транспортного средства. Нередки случаи, когда автовладельцы устанавливают шины большей размерности, а это негативно влияет как на состояние автомобиля, так и на характеристики его управляемости.
Также необходимо устанавливать шины на одной оси - одинаковые по своим техническим и эксплуатационным свойствам. Так, у шин, размещенных на одной оси, должен быть одинаковый класс и рисунок протектора. Зимние ошипованные и неошипованные шины также нельзя ставить на одну ось. Если происходит замена старого колеса на новое, а рядом установлено колесо уже со стершимся рисунком протектора - это тоже будет являться нарушением.
Если шина повреждена при эксплуатации, то законодатель разрешает использовать запасное колесо или “неполноразмерную докатку”, чтобы было можно добраться до места ремонта или до места стоянки автомобиля. В данном случае это нарушением являться не будет, заверили в Госавтоинспекции.
Ремни безопасности
Изменения коснулись использования удерживающей системы пассивной безопасности, то есть ремней. Перед поездкой и их использованием автовладелец должен осмотреть состояние ремней. Они не должны иметь потертостей, порезов, должны легко выходить при эксплуатации, жестко фиксироваться и легко открываться при необходимости, когда их надо повесить на место. Инспектор ДПС может визуально проверить состояние ремня, посмотреть, насколько он жестко фиксирует пассажира или водителя, и убедиться в его исправности.
АБС-система
С неисправной антиблокировочной системой ездить тоже нельзя. Это правило не касается автомобилей ранних годов выпуска, где АБС-система не была предусмотрена, поэтому в данном случае это не будет являться нарушением. В машинах, где такая система предусмотрена, проверка работоспособности будет осуществляться сотрудником Госавтоинспекции посредством визуального осмотра индикатора исправности системы панели управления.
Рулевое управление
Важно понимать, что неисправности в рулевом управлении могут привести к серьезным авариям и повреждениям. Поэтому регулярная проверка состояния системы управления направлением движения транспортных средств с помощью рулевого колеса является обязательной. Для повышения безопасности и надежности работы рулевого механизма также необходимо производить своевременную замену деталей с деформацией, трещинами и другими дефектами.
Тормозная система
Рабочая тормозная система должна соответствовать нормативам эффективности торможения, установленным в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). В гидравлическом тормозном приводе транспортного средства может возникнуть неисправность, связанная с нарушением герметичности трубопроводов или соединений. Для выявления этой проблемы нужно проводить визуальную оценку состояния тормозной системы на наличие следов тормозной жидкости на трубопроводах и соединениях.
В тормозной системе могут возникать и другие неисправности, такие как нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов или утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер. Для обнаружения этих проблем могут применяться средства технического диагностирования в тормозной системе.
Особое внимание следует обратить на гибкие тормозные шланги, которые передают давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам. Они не должны иметь перегибов, трещин, видимых перетираний, надрывов, надрезов и разрывов.
Устройства освещения
Поправки коснулись устройства освещения и световой сигнализации. Установлен запрет на использование ламп, которые не рекомендовал производитель транспортного средства. Так, в настоящее время используется три основных вида ламп - накаливания, газоразрядная и светодиодный источник света. Произвольная замена одного вида на другой недопустима. Аналоги подешевле ставить не запрещено, главное, чтобы тип ламп оставался прежним.
Распространенным нарушением световой сигнализации является установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов. В целом, неправильная работа фар, фонарей заднего хода, сигналов торможения и габаритных огней может серьезно повлиять на безопасность дорожного движения. Поэтому владельцам автомобилей следует регулярно проверять и обслуживать световое оборудование, чтобы быть уверенными в его правильной работе.
За вышеперечисленные неисправности водители будут привлечены к административной ответственности с назначением штрафов, по отдельным нарушениям наказание предусматривает лишение прав на управление транспортным средством от полугода до года. С полным перечнем условий и неисправностей вы можете ознакомиться в Постановлении Правительства от 27.05.2023 № 837.