Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.
В Православной Церкви Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.
В Таинстве Миропомазания человек получает «печать дара Духа Святаго». При произнесении этих слов священник помазывает лоб, глаза, уши, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крестившегося освященным миром - специальным составом из благовонных масел.
О невидимой, внутренней стороне Таинства Миропомазания говорит апостол Иоанн: «вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (1 Ин. 2, 20) - и: «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 27).
Подобным образом и апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22).
Эти тексты указывают на то, что в Таинстве Миропомазания верующий получает силу к постоянному, неуклонному пребыванию в истине и благочестии, к отражению и различению всякой лжи, что и означает - миропомазуемый получает дары, «взвращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, не повторяется. В Византии и России Миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование, это не являлось повторением Таинства Миропомазания, но определялось как иной, высший способ сообщения даров Святого Духа, потребных для великого служения своему Отечеству.