Фотографировать, если видишь красоту. Интервью с фотографом Ксюшей Максимовой.

Делитесь с нами красотой, которую видите, отмечая паблик @vrn_guide и мы расскажем о ней всему миру!

О том, как были счастливы, мы часто вспоминаем, глядя на фотографии. Здесь - вид из окна поезда в путешествии, тут - первые шаги ребенка, а здесь просто красивые дома в закатном свете на родной улице. И часто жалеем, что не сохранили этих кадров больше, не поймали такие редкие и радостные моменты.

Поговорили с фотографом  Ксюшей Максимовой о том, как фотография помогает ей сделать счастливыми себя и других. 

Если продолжить фразу я фотографирую потому что...

Сразу пришла на ум избитая фразочка: "Потому что я не могу не фотографировать". Это не только про людей, это и про интересные моменты из жизни. Когда я вижу что-то красивое, мне обязательно хочется это сфотографировать. Если бы я была смелее, то подходила бы к людям на улице и предлагала бы им сфотографироваться. Ну а пока я не такая смелая - фотографирую тех, кто сам ко мне приходит.

Если бы тебя просили представиться, то как ты себя назвала бы?

Я бы сказала, что я фотограф и фотографирую людей.

У тебя в инстаграме некоторое время назад был пост, где ты задавалась вопросом, почему на твоих снимках люди улыбаются. Как бы ты сейчас ответила на этот вопрос?

Мне кажется, что я умею создать расслабленную атмосферу на съёмке, когда люди перестают думать о том, что надо позировать и начинают вести себя естественно: улыбаться, общаться, шутить. Мне остаётся только наблюдать и ловить моменты.

Хорошая фотография - это какая?

Эта та фотография, где есть эмоции, где люди чувствуют что-то настоящее в этот момент, и это видно на снимке. Композиция, цвет, свет - это очень важно, но для меня в первую очередь важно, чтобы на фотографии человек был человеком. 

То есть секрет хорошей съёмки, это когда человек расслабленный и открытый?

Да, наверное так.

А плохая фотография - ?

Плохая фотография - это та, на которой видно, что фотограф попросил человека что-то сделать, а человеку это не комфортно, не нравится, но он все равно продолжает делать, потому что якобы фотограф на съёмке главный. Для меня это просто ужасно.

А в чём ужас?

В том, что человеку сейчас нехорошо. Я, как зритель, смотрю на фотографию и ставлю себя на место героя, и мне тоже становится неуютно, некомфортно.

Ты в начале сказала, что фотографируешь, когда видишь красоту. Сейчас, когда каждый человек сможет достать телефон и сделать кадр, в чем ценность именно подготовленных фотосессий? Когда люди долго собираются, готовятся как к важному событию в жизни...

Я сейчас начинаю размышлять над твоим вопросом и понимаю, что в фотографиях, которые люди делают в своей обычной жизни на телефон, не меньше ценности, чем в профессиональных фотосессиях. Например, у людей дома ребенок делает что-то забавное, они его сняли на телефон и, возможно, для них этот момент даже важнее, чем тот, когда они специально ко мне пришли на семейную фотосессию. Исходя из этого, в чем моя ценность? Сфотографировать их всех вместе, поймать искренние моменты, которые они сами между собой не замечали, потому что я, как фотограф, всё равно вижу больше. И сфотографировать всё это красиво, с хорошим светом, с хорошей обработкой.

Если выбираешь фотографа, что нужно прочувствовать в человеке, прежде, чем пойти к нему на съёмку? На что обратить внимание?

В первую очередь, нужно посмотреть фотографии в его портфолио и понять, видишь ли ты себя на месте этих людей, в похожих позах, эмоциях, с такой обработкой. Если тебе это не близко, то можно сразу закрывать его страничку, и искать другого фотографа. Если близко - посмотреть, будет ли тебе комфортно с этим человеком: можно посмотреть его сториз, почитать посты, побольше узнать, что это за человек. Комфортная атмосфера на съёмке и близость по духу с фотографом очень важны и для процесса, и для конечного результата. Ну и пообщаться лично, в переписке: по тому, как фотограф тебе отвечает, тоже можно многое понять.

Ты сказала, что хочешь, чтобы на твоих съёмках людям было хорошо. А как ты этого достигаешь?

Я не делаю им плохо.

Плохо - это... Не ставишь в неудобные позы?

Да, позы, которые им неудобны, неблизки. И если, например, это свадебная фотосессия, молодожёны устали, на улице жарко, я не буду заставлять их далеко идти и долго находиться под солнцем и придумаю, как сделать хорошие кадры в других, более комфортных условиях.

А что в съёмке зависит от человека?

Человеку нужно доверять фотографу. Иногда на съёмках кто-то из гостей спрашивает: "А как вы снимаете против света? Будет нормально?" Конечно, будет нормально, иначе я не стала бы так снимать. Нужно доверять фотографу и своему выбору.
А ещё важно прийти на фотосессию в хорошем настроении. Если родители перед семейной съёмкой поругались, то потом приходится больше времени тратить на то, чтобы они расслабились.

Что делать, если ребенок реально не хочет фотографироваться или папа скептически настроен?

Раньше я думала, что каждый фотограф обязан перед ребенком прыгать с погремушками и всеми силами пытаться его развеселить, но я так не умею общаться с детьми. Я за то, что родители должны сами найти подход к своему ребенку, сделать что-то такое, что ему будет интересно и весело, и это точно не слова: «Смотри на тетю и улыбайся». А с папой... Иногда можно пофотографировать сначала маму с ребенком, чтобы папа со стороны увидел, что ничего страшного не происходит, и тогда он охотнее подключается к съёмке и чувствует себя в безопасности.

А что тебя вдохновляет на съемки?

Сами люди. Я заранее не ищу референсы, не составляю мудборды. Просто прихожу и смотрю, что из этого может выйти. Наблюдаю, как люди обнимаются, как общаются, какие эмоции испытывают - и это вдохновляет.

У тебя в инстаграме была фраза: "Чем больше жизни будет на съёмке, тем более живыми будут фотографии". Что тогда для тебя постановка?

Да, я не говорю конкретно, куда людям класть руки, как именно обниматься, с какой стороны стоять друг от друга. Постановка, наверное, в том, чтобы выбрать хорошую локацию с красивым фоном и светом и поместить туда людей. Ну и если они делают что-то, что на фотографии смотрится не очень, подсказать, что будет лучше. В этом больше жизни.
Я люблю домашние фотосессии, потому что когда люди у себя дома, то они сами могут там что-то делать. Я прихожу и спрашиваю, чем вы обычно занимаетесь? Они отвечают, что, вот, кино смотрим или на кухне салат режем. Они начинают это делать, я их снимаю - вроде постановка, но приближенная к жизни.

Чем для тебя интересны домашние фотосъёмки?

Мне как фотографу всегда интересны новые локации. Я прихожу в новую квартиру - и там всё по-другому. Мне нравится придумывать, как использовать это пространство, чтобы получилось интересно.

Если бы не фотография, то что?

Я бы, наверное, открыла какой-то бар или ресторанчик, и устраивала бы там интересные творческие мероприятия. И еда бы там была простая, вкусная и понятная.

Как думаешь, что объединяет фотосъемки эмоциональных, открытых людей и ресторанчик с простой, домашней едой?

Наверное, желание сделать людям хорошо.

Сделать их счастливыми?

Да.

Помимо того, что ты снимаешь людей, ты часто фотографируешь Воронеж. Почему тебе это нравится?

Мне хочется поделиться с людьми красотой, которую я вижу. Когда люди пишут: "Как здорово, как будто не Воронеж!", я понимаю, что смогла увидеть в городе то, что прежде было незамеченным.

Три твоих самых удивительных открытий во время прогулок по Воронежу?

Мне очень нравится улица Чайковского, которая идёт с Фридриха Энгельса до проспекта Революции. Там такие высокие старые дома с балкончиками, интересными окнами и цветами. По обе стороны растут деревья и так красиво изгибаются. В разное время года она выглядит по-разному, и когда я прохожу мимо, не могу её не сфотографировать. Ещё мне нравится сама улица Фридриха Энгельса. Там тоже здания красивые, кафе, каштаны. Люблю гулять там вечером, когда окна светятся.
И для меня были открытием районы на спусках к водохранилищу, где крутые спуски и подъемы, и одноэтажные старые домики с резными окошками. Весной там очень здорово, когда деревья цветут. Однажды я подумала, что мы живем на этой планете, где так много удивительных мест, и раз уж мы здесь, было бы здорово, если бы мы имели возможность их все увидеть. И я думаю, что с городом точно так же. Если ты в нём уже живешь, то логично было бы знать, что красивого и интересного здесь есть. Ведь когда ты видишь красивые места, это делает тебя чуть-чуть счастливее.

Идеальный город для тебя -
Это город обязательно с набережной, где можно гулять и смотреть на воду, со старинной архитектурой, с музеями, театрами, парками, деревьями, уютными кофейнями и где люди хорошие.

Какой город - Воронеж?
Я стараюсь видеть его таким.

Что тебя удивило в Воронеже больше всего, когда ты только переехала из Ельца?
Мне так нравилось гулять по улицам и видеть высокие дома, он казался мне таким огромным! Мне нравилось вот это ощущение, что я гуляю по новому незнакомому городу, и я до сих пор, когда гуляю по Воронежу, иногда чувствую то же самое: что я приехала на экскурсию, хотя живу тут уже 13 лет. 

Вопрос от подписчиков: какие неизъезженные места для свадебных фото есть в Воронеже?
Меня часто спрашивают об этом перед свадебными съёмками, и мне не очень нравится эта формулировка. Как будто есть места, где можно фотографироваться, а есть те, где ни в коем случае нельзя. Фотографироваться можно везде, где есть... Где есть свет!
Можно просто гулять по проспекту и заходить в ресторанчики, можно прогуляться у себя во дворе в северном или поехать на природу и просто останавливаться там, где красиво. Но не все к этому готовы. Почему-то людям нужен готовый список мест для фотосессий. Наверное, это дает им большую уверенность, что съёмка пройдёт хорошо. Но если ваш фотограф уверен, что съёмка будет красивой даже во дворе, где прежде никто не фотографировался, то стоит довериться.

 

Ещё больше вдохновляющих работ Ксюши вы можете увидеть в её инстаграм и на сайте

22.09.2021

Понравилось интервью?

Наталья Мерзликина
Наталья Мерзликина22 сентября 2021

Делитесь с нами красотой, которую видите, отмечая паблик @vrn_guide и мы расскажем о ней всему миру!