Сергей Тарасенко основатель TSI auto: «Я начал свой бизнес с 3000 рублей»

Сергей Тарасенко основатель TSI auto: «Я начал свой бизнес с 3000 рублей»

Герой нашего нового интервью — основатель сети шумоизоляции и детейлинга автомобилей TSI auto Сергей Тарасенко. За его плечами 12 лет работы с автомобилями и людьми, построение бизнеса «с нуля», выход на зарубежный рынок и создание крупного YouTube-канала. Мы встретились с Сергеем, чтобы узнать не только о его успехах, но и сложностях, рисках и крупных факапах.

Сергей, расскажите, с чего все началось? Как пришла идея открытия собственного детейлинг-центра?

Началось всё с маленького гаража. В далёком 2012 году я работал айтишником в компании «Теле-2». Мне были интересны автомобили. На тот момент я имел в своём владении LADA Priora. А до неё у меня был ВАЗ 99. Гремучие, достаточно шумные автомобили. Я озадачился вопросом, каким образом можно автомобиль сделать тише? На тот момент не было никакой информации, как сейчас на YouTube-каналах. 

Первый центр в начале работы.

Центров, наверное, тогда ещё особо и не было? 

Несколько мест в Воронеже было. Это были гаражные истории. Мне, собственно, и предложили там все сделать. Сроки были больше недели. Мне это, естественно, не понравилось. Смотреть, что делать будет, нельзя. Машину отдай, денег заплати, потом что-то там получи. Я решил все это дело сам изучать. Собирал долго материалы, инструмент. Всего этого не было на тот момент в наличии. В общем, потихонечку сам себе машину сделал. Потом вторую машину сделал. Потом сделал машину приятелю. А потом я решил дать объявление. Только-только зародился сервис «Авито». И у меня пришёл первый человек. По случайности это был мой сосед по подъезду. Мы ему сделали, и он остался доволен. Меня это вдохновило на то, что можно делать и другим людям. 

 

А почему вообще пришёл к бизнесу? Я в процессе выстраивания компании реализовываю свои определённые амбиции. Идеи, которых мне не хватало в других компаниях. Куда бы я не устраивался в найм, мне не нравился тот факт, чтобы двигаться по карьере (неважно насколько ты умный) ты должен всегда отработать определённое количество времени. Для меня это какой-то иррационализм. Зачем тянуть перспективного сотрудника несколько лет, ждать, когда он уйдёт в другое место и там себя реализуют. Я сказал: «Открою себе дело, и у меня так никогда не будет». И таких моментов достаточно много. Я не позволяю относиться к сотрудникам, как ко мне относились в некоторых компаниях. Я никогда не буду выстраивать так процессы. И эти все «я никогда не буду» пришли к тому, что я делаю, как раз с точностью да наоборот. Как я считаю, в хорошем ключе. 

 

Сколько было вложено средств в начале работы?

Я начал свой бизнес с 3000 руб. Но если взять инфляцию, наверное, сейчас это будет 15 000 – 20 000 руб. Это была покупка материалов. Самое интересное, я купил их ровно настолько, чтобы хватило человеку сделать. Он приехал ко мне на шумоизоляцию 4-х дверей. Я купил как раз на 4-и двери. Когда он мне заплатил 4200 руб., я ни копейки не потратил. Я подумал, что теперь у меня есть фонд на материалы. 3000 руб. вложил, гараж свой, а все остальные инструменты у меня были. Когда я себе машину делал, то покупал что-то, искал, по всей России собирал. Но если взять в общей сложности сколько там вложений было, может быть, 6000 – 7000 руб. по тем временам. 

 

Это не про то, когда говорят, что бизнес невозможно стартануть без вложений. Это отдельная тема для разговора. Вообще правильно бизнес стартовать без вложений. Условно «без вложений». Какие-то всё равно копеечки нужны. Но как некоторые начинают стартовать, привлекая инвесторский капитал, при этом изначально ничего не имея... Вероятность того, что ты прогоришь — 99,9%. Через меня проходит много предпринимателей в диалогах, в различных в клубах, в комьюнити. У всех одна и та же картинка. Кто начинает стартовать с заёмных денег либо со стартовым капиталом — все прогорают поголовно.

Проще начинать бизнес с нуля?

Прям с нуля! На самом деле, что такое бизнес? Бизнес — это продажа. Вся «шушера», которую мы видим, у нас воспринимается как бизнес. Твой бизнес ничего не значит, пока у него нет продаж. А когда в бизнесе есть продажи, по барабану, где ты находишься, какое у тебя помещение, фешенебельные у тебя офисы или нет, сколько у тебя персонала. У тебя бизнес есть, потому что есть продажи. 

 

Вернёмся к стартовому капиталу, если продаж нет. Представляете, вы взяли кредитных денег. Надо кредиты гасить, а у вас продаж нет. Другое дело, если у вас нет ничего, но вы научились продавать то, что вы собираетесь производить. Вариантов масса. Для продаж не нужны деньги. 

 

У вас 2 центра в Воронеже, 1 в Краснодаре и 1 в Казахстане? Что послужила толчком расширяться за территорию России? И почему центр в Казахстане закрылся в итоге?

У меня был человек, который помогал мне в систематизации бизнеса. На тот момент это было бизнесом сложно назвать. Буквально 2 года назад было 4 человека и 80 кв. м. рабочего места на Минской. Я был продавец, я был мастер, я был всё вообще. А за 2 года, я считаю это огромный прорыв, мы в систему вышли. Этот человек мне помогал и так получилось, что он улетел в Алматы. Он рассказал, что наша услуга там достаточно востребована. В Алматы много дорогих автомобилей и очень мало мест, где делают то, что делаем мы. В апреле я уже туда прилетел на 2 недели, горы посмотреть, попутешествовать. Настолько в моменте загорелся, что этого действительно очень мало на огромное количество автомобилей, что долго не думая, я нашёл быстренько помещение. 1 июня 2022 года запустились и понеслась. Мы очень круто начали развиваться, прям бешеными темпами. Я, честно сказать, немножко был не готов к такому развитию. Там работает Instagram (запрещенная сеть на территории РФ). Мы в таргет ливанули денег, и я понял, что такое хороший таргет, когда он настраивается. За месяц мы вышли уже в чистую прибыль. На 3-й месяц мы расширили площадь до 500 кв. метров. А начали с 150-200 кв. м. И потом пошла череда определённых событий. Но что я понял. Во-первых, бизнес в другой стране, в частности в Казахстане, физически, лично для меня, просто напряжно. Мне, чтобы в Алматы слетать, надо доехать до Москвы, купить билеты на жд, на самолёт, часовой разрыв пояса, потом обратно. Не появляться там длительное время тоже нельзя, потому что система начинает пошатываться, когда нет на ней систематизатора постоянного. А управленца, который бы мог этим всем управлять, мне так и не удалось найти. Мне предлагали продать бизнес. Я решил, что проще закрыть, чем портить репутацию бренда. 

 

Где больше бюрократии: в России или Казахстане?

Вообще у нас в стране, не только в Воронеже, мне очень комфортно. Серьёзно! Может из-за того, что я здесь родился. У нас вообще страна бешеных возможностей. Здесь настолько просто все начинать, было бы желание. Бюрократии у нас, я бы не сказал, что её слишком много. Она есть, но я опять же понимаю, без неё никуда. Она и в Казахстане есть. Но если коротко, то Казахстан — это 90-е в 2024. Там ещё есть эти фишки, штучки. Я не хочу про них детально говорить, но там на это очень легко нарваться. В России в этом плане на порядок безопаснее.

Работа детейлинг-центра достаточно кропотливая. При установке шумоизоляции специалистам приходится практически полностью разбирать автомобиль. Насколько велики риски?

Безрисковых ситуаций в жизни вообще не бывает. Чем не занимайся — велики риски. Насколько они велики — это, наверное, с чем сравнивать. Если мы сравниваем со стоматологией, хотя я в этой нише не силён, то, может быть, у нас ниже риски, потому что там все-таки человеческий орган. Но в любом случае риск здесь он настолько велик, какова цена автомобиля. Заезжает автомобиль новый — 15 000 000 руб. Вот риск 15 000 000 руб. Для кого-то это риски архи-колоссальные, поэтому некоторые установщики не берутся за премиум-сегмент. Я помню, когда первое время приезжали ко мне дорогие машины, у меня руки потели. Я не мог деталь снять от того, что они у меня мокрые. Стресс. Это было. Я это признаю. Факт в том, что со временем это проходит, с появлением квалификации. Плюс у нас есть своя система обучения. Риски не уменьшаются, как некоторые думают. Просто мы ими начинаем управлять. Мы понимаем, если автомобиль сложный, мы новичку не будем давать какие-то ответственные моменты. Самые высокие риски — это разборка и сборка, чтобы не поломать элементы. И когда при сборке подключаются различные блоки, чтобы клемы не перепутать, потому что можно сжечь. Мы попадали на такие вещи, компенсировали людям. Но в целом все оправдано. 

 

Какие бывают крупные факапы?

Из самых крупных факапов — у нас треснуло лобовое стекло на Volvo. Компенсировали клиенту. Знаете, как это было? Стоит автомобиль, наши его чуть приподняли домкратом, а лобовик просто по диагонали треснул. Вероятность этой трещины была настолько мала. И никто не знает, когда оно треснет. Он мог ехать на любой кочке. Я считаю, стекло было к этому уже предрасположено. 

 

Второй раз у нас был крупный факап в Казахстане. Человек просто стоял, работал с зоной багажника. Крышка багажника была открыта. Какая-то неведомая сила произошла, и взорвалось стекло на багажнике. Все ему упало на голову. Если бы не камеры видеонаблюдения, клиент бы, скорее всего, нам никогда бы не поверил. 

 

Все факапы, наверное, связаны с тем, что были разбиты стекла. Благо, у нас клиенты в большей своей части вполне адекватные. К нам люди обращаются не из нужды, как на ТО. Это beauty-сфера для автомобиля. Мы заняли нишу, в которой люди приходят чаще с положительным настроем. Наш клиент — это человек, который вкладывается в автомобиль. Он это делает по доброй воле, не из необходимости. Просто потому, что ему это по кайфу. 

Какой сейчас средний годовой оборот компании?

Давайте так. Я скажу не компании, а в Воронеже. Небольшой у нас оборот. Примерно 50 000 000 руб. 

 

В 2012 году, когда вы открывались, ниша была ещё достаточно свободной. Сейчас детейлинг-центров в Воронеже довольно много. Как выделяться среди конкурентов? 

Своей уникальностью. Мы выделяемся уровнем сервиса и качеством. Раньше у меня было стремление сделать максимально качественно, быстро и доступно. Я понял, что эти 3 понятия не бьются. Что-то 2 приходится выбирать. И мы выбрали немножко отвязаться от стоимости, но чтобы было по скорости комфортно клиентам. Не гнать коней, но при этом сделать насколько можно быстрее. Потому что автомобиль — средство первой необходимости для некоторых людей. 

 

Второе — это сделать высокий уровень качества. Для меня высокий уровень сервиса заключается в том, что клиенту позвонили, напомнили, что завтра он приезжает на услугу. Клиенту позвонили после оказания услуг, проконсультировали, спросили, все ли хорошо, всем ли доволен. Плюс у нас есть определённые фишки, например, бесплатное такси каждому клиенту в черте города. Мы всем обязательно дарим сладкий подарок. Мелочь на самом деле. Мы можем этого всего не делать. Можем просто отдать автомобиль и всё. Мы стараемся этим как раз отличаться. 

 

Выстраивание отношений с клиентом важно?

Для меня очень важно. Я повторюсь, это то, что я могу и не делать. Моя основная задача: принять автомобиль на услугу, сделать её качественно и в срок. Так мы долгое время работали, но потом решили добавить этих всех «плюшек-приколюшек». И насколько это оценивается мне на данный момент сложно измерить. Мы это делаем всего 2 года. Наверное, на протяжении определённого количества времени это будет понятно. Учитывая количество наших постоянных клиентов и «сарафанных» обращений по рекомендациям, мы растём постоянно. Соответственно, я могу сделать предположение, что это каким-то образом работает. И людям это нравится. 

 

Вы активно ведете не только соцсети, но и канал на YouTube, где открыто делитесь своими знаниями и профессиональными советами. Для вас это инструмент продвижения бизнеса или больше хобби?

Началось это ни с продвижения, ни с хобби. На одном из форумов начался спор. Мне надо было выложить видео, чтобы показать людям, что конкретно можно сделать в хорошем качестве и за определённое количество времени. Я не знал, куда его выложить. Оно было длинной 7 минут. Это был, наверное, год 2017-2018. Я решил загрузить на YouTube. Видео начало набирать просмотры. И с этого видео к нам поехали люди. Я решил пробовать снимать и делал это просто как хобби. Я не ставил на это какую-то задачу: монетизировать, рекламу давать внутри. Мы начали снимать инструкции, делиться. Не просто контент снимать ради контента, а прям какие-то целевые вещи. Канал классно выстрелил, начались подписчики. У нас одно видео набрало больше 1 000 000 просмотров. Потом я начал уже более профессионально смотреть на эту нишу, изучать, подбирать контент. Вплоть до того, как заголовки продумывать. В данный момент желание снимать на канал, как я это делал раньше, закончилось. Хочу вернуться обратно к тому, с чего начинал. Вести не с позиции «надо», а с позиции «а что если вот так». Как показывает практика, это лучше всего работает.

Если бы вы начинали сейчас с нуля, какие ошибки прошлого учли бы?

Не то, что это ошибки. Я не вижу ни одной ошибки в своих действиях, потому что это были маленькие уроки, которые постоянно совершенствовали. Начать с нуля так, как это было раньше в принципе уже невозможно, потому что другой рынок, другое время. Наверное, единственное, что я учёл бы — вёл бы с клиентом всегда письменную переписку, чтобы все договорённости были подтверждены. И вёл бы документы. Я бы всегда давал заказ-наряд, акт выполненных работ. Это то, чего мы очень долго не делали и на чём потом в прямом смысле слова «собаку съели». Не сказать, что мы сильно попадали, но когда приходит клиент и начинает на определённые моменты возмущаться — договорённости были одни, а по факту он говорит не так. Когда есть какая-то бумажечка или переписка — проще. А так, если промотать всё назад, да ничего бы не учёл. Все равно пришлось сначала самому продавать, самому консультировать, самому соцсети вести, снимать какое-то маленькое помещение, топиться дровами, как я это делал раньше. Тот же самый путь. Ничего нового. 

 

Что самое важное в построении бизнеса?

Люди. И я это все больше и больше начинают осознавать. Именно сотрудники, с которыми приходится взаимодействовать. Чтобы бизнес строился и развивался — только люди, которые окружают. Даже при наличии штата 10-15 человек, которые работают в одном месте, если один человек будет негативно влиять и не будет на одной волне, коллектив просто может распасться. Я через это прошёл тоже. Я это прекрасно понимаю и сейчас уже больше подтверждений нахожу в других бизнесах. Я точно знаю, что для развития бизнеса очень важно, с кем ты его развиваешь. С этим надо серьёзно работать. До определённого уровня это не имеет значения, 2-3 человека, когда ты сам все контролируешь. Но когда я уже начал уходить, то понял, что должен быть уверен в тех людях, которые без меня находятся. Я должен им доверять. А чтобы доверять, должны быть определённого формата люди, в первую очередь. Как ни крути.

📍TSIauto

01.11.2024

Понравилось интервью?