У его творчества не так много поклонников, это не массовая культура, но он выдающийся литератор XX столетия, уникальное явление русской и мировой литературы с яркой индивидуальностью и трагической судьбой.
Осенью 1933 году поэт написал эпиграмму «Кремлевский горец», которую прочитал слишком многим людям. Он и до того вызывал большое недоверие у соответствующих органов, но в этот раз терпение советских властей лопнуло. Через полгода его арестовали и сослали сначала в Пермский край, а затем в Воронеж. Сразу не расстреляли только потому, что Сталин лично спрашивал известных культурных деятелей – крупный ли Мандельштам мастер. Получив утвердительный ответ, распорядился «сохранить». Видимо, рассчитывал, что тот одумается и сочинит что-нибудь хвалебное.
В воронежской ссылке он провел три года. Судя по некоторым строкам, город ему категорически не нравился. Скорее всего, из-за постоянного психологического давления, невозможности творчески раскрыться и житейских проблем. Стихи денег не давали, он зарабатывал переводами и сотрудничал с местным театром. В 1938-ом – очередной арест, далее последовал приговор, пять лет лагерей и этап во Владивосток. Там при так и невыясненных окончательно обстоятельствах он погиб.
К 70-ой годовщине гибели в парке напротив дома, где они с женой жили некоторое время, был установлен памятник. Бронзовая скульптура высотой два метра изображает вытянувшегося в струнку поэта с прижатой к груди рукой. Возможно, поза означает порыв поэтического вдохновения, но приходит и другая мысль – «как же его достали». После установки возникли споры о портретном сходстве. Вероятнее всего, здесь показан молодой Мандельштам периода 20-х годов или даже ранее. Почитателям его гения, желающим отдать дань уважения, посещение обязательно.