Аэропорт Воронеж: интервью с генеральным директором

Эксклюзив

Аэропорт Воронеж: интервью с генеральным директором

Пока весь город ждёт снятия запрета на перелеты, наша редакция решила встретиться с генеральным директором аэропорта Воронеж Фроленко Романом Станиславовичем и узнать всё о строящемся терминале и возобновлении работы.

Большое современное здание, телетрапы, огромная парковка, залы повышенной комфортности, дронопорт, экскурсии, новые авиасообщения, эксклюзивные кадры терминала и многое другое – в нашем интервью.

 

Роман Станиславович, расскажите, какие преимущества дает новый терминал?

Давайте просто сравним старый и новый терминалы. Старый терминал у нас всего 5000 кв. метров, новый – почти в 3 раза больше. Это дает возможность более комфортного расположения наших пассажиров. Пассажиропоток уже к этому времени должен был быть 1,5 млн. человек. Такое количество в старом терминале обслужить очень тяжело. И с точки зрения комфорта для пассажиров очень непросто пережить такое. Особенно в такую жару, как сейчас. Будем откровенны, не во всех помещениях раньше у нас было кондиционирование. Здесь же у нас все предусмотрено. Кондиционирование, вентиляция, система отопления. Все для пассажиров. Есть большие залы ожидания. Расширенная зона регистрации. Зона выдачи багажа выросла тоже в разы. Если раньше у нас была небольшая лента, у которой скапливались пассажиры в ожидании своего багажа, сейчас у нас 2 ленты для каждого рейса отдельно. И каждый пассажир, у которого есть багаж, спокойно помещается вокруг ленты и ожидает его.

 

Кроме всего прочего, у нас появились телетрапы, которых не было в старом терминале. Это новый уровень обслуживания. Пассажиры могут дойти из зала в салон самолета в тех же климатических условиях, в которых они были в зале ожидания. Несмотря на дождь, снег или жару. Там такое же кондиционирование и отопление. 

В аэропорту появилось целых 3 новых зала повышенной комфортности. Есть ли между ними различия? И как можно будет в них попасть?

Да, у нас 3 зала. Бизнес-зал, зал Priority и Vip-зал. 

 

Зал бизнес-класса – это для тех пассажиров, которые приобрели билеты бизнес-класса. Таких у нас было очень много до остановки полетов. Специально для них зал увеличен по сравнению с тем, что был в старом терминале, примерно в 2 раза. Может быть, даже больше. 

 

Зал Priority – это для пассажиров, имеющих специальные карточки обслуживания, которые выдаются банками. Они по-разному называются: Priority, Dragon Pass и так далее. Есть не просто карточки, а банки предоставляют возможность, когда вы оплачиваете этот зал, вернуть кэшбэком полностью всю сумму. Спрашиваете в своих банках, есть ли у них такая возможность и что для этого нужно сделать. 

 

Что там хорошего? Там другой комфорт, другое обслуживание. У вас отдельный столик, отдельные удобные сидения, кресла, диваны, телевидение, отдельный бар, соответствующее обслуживание. И у вас есть приоритетная возможность посадки в самолет. То есть вы ожидаете, спокойно отдыхаете. Как только началась посадка в самолет, вас приглашают и отдельным транспортом подвозят к борту. 

 

Vip-зал – это еще выше уровень обслуживания. Если вы опаздываете, приехали прям за 45 минут до вылета, регистрация только что закончилась. У вас электронный талон. Вы, как в больших зарубежных аэропортах по Fast-треку, просто проходите досмотр, садитесь на машину и подъезжаете к борту. Буквально за несколько минут того, как трап могут убрать. Если вам нужно ожидать, то поднимаетесь на второй этаж. Там еще более высокий уровень комфорта, который включает опять же посадочные места, диваны, кресла, обслуживание соответствующее.

 

Все думают, что Vip-зал для каких-то небожителей, для чиновников. Нет, это для всех. Просто нужно будет заплатить за этот уровень комфорта. 

Какая будет ценовая политика?

В старом терминале у нас Vip-зал стоил 15 тыс. рублей. В этом, я думаю, чуть-чуть побольше будет. 

 

Что будет со старым терминалом?

Старый терминал у нас останется международным. Все рейсы, которые будут прилетать и вылетать в зарубежные страны или страны СНГ, мы будем обслуживать пока здесь. До момента, когда у нас не наступит порог в 1,5 млн. пассажиров. Тогда мы начнем строительство второй очереди, и весь международный пассажиропоток перейдет уже в новую часть терминала. Скорее всего, мы здесь сделаем кое-какие доработки, чтобы было удобнее располагаться двум рейсам. Потому что бывает такое, что международные рейсы у нас одновременно случаются. И для этого нужно, чтобы пассажиры с каждого рейса комфортно себя чувствовали. Международных рейсов все-таки у нас в нынешней ситуации поменьше стало, поэтому мы считаем, что пока этого достаточно. 

 

Расскажите, какие изменения произошли с парковкой?

У нас было много приезжих из ближайших городов. Это Липецк, Белгород, Орел, Тамбов. Все приезжали сюда и пытались где-то оставить машины. Не всегда этого было достаточно. Поэтому мы долгосрочную парковку нормально облагородили. Теперь здесь всего около 500 машиномест.

 

Кроме всего прочего, у нас изменена схема движения на парковке. Она также осталась круговой. Просто круг стал побольше. Сейчас это большой круг, по которому надо проехать. Первая линия – это как раз для Vip-пассажиров. Вторая линия для автобусов и такси. Третья линия для пассажиров. Как всегда, 15 минут бесплатно. Пожалуйста, вы за 15 минут здесь высаживаете, уезжаете или встречаете и уезжаете. Если вы хотите подождать, не можете приехать прямо вовремя, пожалуйста, заезжаете на краткосрочную парковку. Для этого специально разработаны тарифы. Если вы 15 минут задержитесь на большом кольце, вы заплатите в 3 раза больше, чем на той парковке. Это сделано для того, чтобы остальным пассажирам было комфортно. Практика показывает, когда старая привокзальная площадь была, машины прям бросали на проезде и шли встречать. Но надо же думать и о других пассажирах. Поэтому будем экономическими методами заставлять пассажиров так действовать. Еще раз повторяюсь, 15 минут бесплатно – этого вполне достаточно.

Решится ли проблема с общественным транспортом и таксистами? 

Начнем с общественного транспорта. Он до сих пор у нас ходит сюда. 120-й автобус. Есть расписание, можете посмотреть у нас на сайте. Его никто не отменял. Когда начнутся полеты, у нас есть договоренности с администрацией, чтобы увеличивать частотность рейсов. Мы не собираемся зарабатывать на привокзальной площади. Нам важно, чтобы здесь поменьше было машин, чтобы не было пробок. Лучше всего добираться общественным транспортом. Я думаю, что когда мы начнем полеты, не только частотность этого рейса будет увеличена, но и добавится новый маршрут из других частей города, чтобы пассажиры могли вовремя приезжать. Для этого у нас есть специально 2 автобусные остановки, где можно спокойно ожидать. Есть специальная отдельная линия для общественного транспорта. Дополнительно мы работаем над тем, чтобы была остановка междугородных рейсов. 

 

По такси не секрет, что это один из болезненных вопросов во всех аэропортах. Нелегалы, Яндекс становятся как попало, мешают, выезжают, потом опять заезжают, чтобы уложиться в 15 минут. Здесь все продумано. На этой же линии, где проезжают автобусы. Мы договариваемся сейчас с Яндексом, с таксомоторными парками, чтобы у них был отдельный проезд и они не мешались. Чтобы была какая-то очередность. Я думаю, что это будет цивилизованно. Лучше, чем в других городах.

 

После возобновления работы аэропорта уже планируются какие-то новые направления авиасообщений? 

Безусловно. Но давайте так. Сначала надо восстановить то, что было. Это тоже непростой процесс. После такого простоя мы постепенно будем наращивать те маршруты, которые уже были. По новым, безусловно, ведется даже сейчас работа. Многие российские города. Например, Волгоград. У нас нет прямого железнодорожного сообщения. Два миллионных города. Должно быть авиасообщение. Его не было, оно назревало. Мы практически договорились о рейсе, но не случилось пока. Я думаю, что мы сразу возобновим работу над этим рейсом. Также рейс этот можно продлить до Астрахани. Вот два нового города. Самара, Саратов – это те города, которые тоже напрашиваются, чтобы было авиасообщение. Казахстан у нас не был охвачен практически никак. Мы разговаривали об Алмате, Астане. Казахские авиакомпании практически были готовы. Они будут в планах. Также мы хотели открыть побольше рейсов сейчас в Таиланд. Понятно, что отдыхать где-то надо. Европа практически закрыта. У нас остается Турция, Египет, Азия, которая пока не охвачена. Она была, но небольшие рейсы и очень редко. Поэтому, конечно, работа прямо сейчас ведется. Будут новые рейсы. Обязательно восстановим старые.

 

Расскажите о дронопорте. Что это? И для чего он нужен?

Это на самом деле интересная тема. У нас же есть национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. В этом проекте заложено развитие аэрологистики. Это перемещение грузов почты между населенными пунктами.

 

Идея какая. Прилетает большой борт из Китая или из Москвы. Привозит с собой 5 тонн почты. Мы здесь в грузопочтовом терминале его сортируем, распределяем, куда необходимо отправить. Перегружаем на беспилотное судно, которое вмещает от 30 до 100 килограмм. И, например, он летит тут же в Борисоглебск. Стартовая площадка, откуда он вылетает, называется «дронопорт». В Борисоглебске он уже будет через 1 час. Сравните это с тем, как это было бы на машине. Сортировка, перегрузка, движение по трассе. Это скорость. Почтовые компании, которые за скорость и борются за своего клиента, обязательно будут конкурировать на этом поле. 

Сотрудники аэропорта продолжают работать, несмотря на то, что нет пассажиров и самолеты не летают. Не напоминаете ли вам это все какой-то фильм, в котором исчезли люди? И зачем работать в пустом аэропорту? 

Действительно, у нас все сотрудники находятся на местах. Но не просто находятся на местах, а, во-первых, они проходят постоянные тренировки. Просто чтобы не забыть, как надо подъезжать к самолету, как нужно трап пододвигать, как его центрировать, как багажные тележки подъезжают, специальные машины обслуживания. Все это требует очень серьезных умений и навыков. Чтобы их не потерять, мы постоянно тренируемся. Кроме всего прочего, у нас есть другие тренировки, которые в обычном режиме проводятся, скажем так, раз-два в году. Мы это поставили на поток. У нас сейчас самый натренированный аэропорт с точки зрения, например, аварийно-спасательных расчетов. По обслуживанию понятно, нам тяжело тренироваться, потому что нет летающих бортов. Но у нас есть тренажер, на котором мы как раз тренируемся. У людей понимание: «Аэропорт закрыт, что же тут делать?». Но это же не значит, что надо всех уволить и бросить все. Здание требует обслуживания. Если бы мы закрылись, полностью ушли 2,5 года назад, здесь бы уже росли деревья, травой все заросло. Все было бы в пыли, обветшало, разрушение пошло. Все нужно содержать, присматривать. 

 

Кроме всего прочего, закрытие полетов практически совпало с началом строительства терминала. В обычном режиме, когда аэропорт работает, есть пассажиры, это очень большая нагрузка на персонал. Это дополнительная работа по проектированию, по корректировке, по согласованию коммуникаций, по приемке тех систем, которые уже сделаны. В таком режиме мы можем более тщательно вникать в это. На самом деле здесь еще много чего надо будет настроить, и это займет приличное время. Я надеюсь, что окончание работ как раз совпадет с началом полетов. 

 

Все наши сотрудники заняты постоянно. Нет такого, что они просиживают. В целом мы навели порядок на территории. Если откровенно, то в аэропортах очень тяжело заниматься общестроительными работами, поддерживать благоустройство, когда есть пассажиры и полеты. Мы мешаем пассажирам, когда строим, а пассажиры нам мешают на самом деле. Потому что, например, привокзальная площадь была полностью перерыта. Там было куча всяких инженерных сетей – электрические, канализация, вода. Все это на большой глубине, до 10-15 метров. Как были бы рейсы, если вот так пришлось бы пассажирам приезжать. Пришлось бы выгораживать специальные дорожки, ограничивать все. Пассажирам тоже это неудобно. Они избежали этого. И мы избежали неудобств, которые были бы, если бы пассажиры были.

Во сколько обходится ежемесячное содержание аэропорта при таких условиях?

Нам сейчас выделяются субсидии на то, чтобы компенсировать те расходы, которые мы несем. Это на фонд оплаты труда и на те затраты, которые требуются для содержания аэродрома. Но на самом деле их не очень хватает, если честно. Поэтому при работающем правильно аэропорте, конечно, эти затраты в полтора-два раза выше будут. Но пока тех субсидий, которые нам дают, с натяжкой хватает. Сколько это? Вы можете посмотреть в официальных пресс-релизах Росавиации.

 

При такой ситуации не рассматривается ли возможность сдавать помещения под различные мероприятия пока аэропорт простаивает?

Мы на самом деле думали об этом. Но смотрите, это достаточно затратная история. Когда работает аэропорт постоянно, очень большие затраты мы несем на клининг. Они как бы расползаются по всему месяцу, и как-то становится нормально, когда постоянно эта работа идет. Когда клининга нет как такового, а сам аэропорт стоит и надо провести какое-то мероприятие, это значит нужно подготовительные работы провести. Потом во время самого мероприятия. И еще клининг после. То есть какой-то клининговой компании надо вывести большое количество людей в ограниченное количество времени. Там достаточно серьезная история.

 

Кроме всего прочего, это все коммунальные услуги: свет, вода. Мы в обязательном порядке должны обеспечить авиационную и транспортную безопасность, какое бы мероприятие ни было. Нас никто не избавлял от этой обязанности. Поэтому, если желающие будут обращаться, мы будем рассчитывать, смотреть, сколько это будет стоить и можно ли провести такое мероприятие. Такая возможность есть, но дорого, сразу говорю.

 

Ранее сообщалось, что планируется проводить экскурсии по аэропорту. Когда люди смогут, если не улететь куда-то, то хотя бы познакомиться с обновлениями?

На самом деле экскурсии у нас и раньше проводились. В основном это были экскурсии для детей. Производственный туризм. Детские группы мы водили по старому терминалу, по нашей территории, показывали, как работают службы. Им очень было интересно побывать в спасательной службе, в терминале, когда проходишь все этапы регистрации, досмотра, посадки и так далее. Покататься по перрону. Сейчас мы рассматриваем, как включить сюда еще и новый терминал. Скорее всего, это будут уже экскурсии на более высоком уровне. Мы ожидаем, что наши воронежские туроператоры нам в этом помогут. Мы готовы для общения, для предложений, как это сделать. Потому что экскурсии, наверное, должны быть разные. Можно просто по терминалу, можно по территории, можно совместить. Для детей одно, для взрослых другое интересно. Поэтому предложения от туроператоров сейчас рассматриваем. Будем обсуждать и предлагать нашим воронежцам такие экскурсии.

Роман Станиславович, если завтра снимут все запреты на перелеты, когда аэропорт сможет полноценно приступить к своей работе?

Сразу же. В этот же день. Если прилетит борт, мы его сможем обслужить. Для этого все люди здесь находятся на своих местах. Все прошли соответствующее обучение, все подготовлены. Прочитаны все инструкции всех авиакомпаний, которые у нас, по крайней мере, летали. Если будет что-то новое, тут же изучим и будем обслуживать по их требованиям.

 

И пассажиров сможете сразу принять?

Конечно. И пассажиров. Только осталось одно – открыть небо, и мы готовы. 

03.08.2024

Понравилось интервью?