Актеры сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»: о героях, феномене 90-х, сложностях работы, популярности и 4 сезоне.

Эксклюзивное интервью

Актеры сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»: о героях, феномене 90-х, сложностях работы, популярности и 4 сезоне.

«Мир! Дружба! Жвачка!» входит в топы лучших российских сериалов последних лет. Он рассказывает настоящие, живые истории людей в «лихие» 90-е: дружба, взросление, первая любовь, предательство, криминальные разборки, рэкет, финансовые пирамиды, проблемы отцов и детей, и многое другое. Сериал актуален для любого поколения — местами веселый, местами грустный, но с приятной ноткой ностальгии того времени. Нам удалось лично пообщаться с актерами, сыгравшими самых необычных и ярких персонажей сериала — Федором Рощиным (Илюша) и Александрой Хромовой (Ксюха). Что из этого вышло — читайте в нашем интервью.

«Мир! Дружба! Жвачка!» входит в рейтинги лучших российских сериалов. Чем он так цепляет зрителей?

Александра: Я думаю он получился очень универсальным — его понимают и те, кто жил в 90-е и чувствуют ностальгию, и те кто в них никогда не жил, но смотрят за что-то другое. Всегда поражает когда я слышу, что дети советуют родителям посмотреть «Мир! Дружба! Жвачка!», потому что для меня это все-таки темная история, тяжелое время, тяжелые события. Дети смотрят из-за того, что узнают себя в главной четверке и тоже испытывают эти светлые чувства детства. Ну и, наверное, захватывает зрителя тем, что как-то комбинирует в себе и темную правду 90-х, при этом все преподносится через свет, подростковые чувства, влюбленность. Всем хочется испытать это.

Федор: Дети же, как мы узнали, по большей части смотрят из вырезок в соцсетях и предлагают родителям посмотреть сериал. Вспомните, когда вы были маленькими. Видишь экшен и такой «Вау, как интересно!», тебя цепляет. Я соглашусь полностью с Сашей — мне кажется, это семейный просмотр, семейный сериал, когда два поколения могут сойтись в чем-то. Одни вспоминают себя — ностальгируют, другие же ловят кайф от экшена и разных шуточек. Это очень классная серьезная работа.

Вы росли не в 90-е, а уже в 2000-е, что вам помогало готовиться к роли?

Федор: (обращается к Александре) Какого ты года рождения?

Александра: 99 — я застала (смеется).

Федор: Я родился не в 2015 году, когда дети сейчас только идут в первый класс, и они уже совершенно другое поколение. Я, конечно, и не из 90-х, но все же это было не так давно, чтобы не знать совсем что там было. Я родился в то самое время, когда уже это прошло, но еще не настало супер новое время. Я тоже рос без телефона, мы все играли на улице допоздна и кричали под окнами — звали друг друга гулять или вынести попить. Вот это все было, это мы все застали. И опять же окружение родителей, бабушек, старшего поколения, те же самые фильмы по телевизору, диски. Это всегда было на слуху и рядом. Особой проблемы это не составило.

Александра: Я в основном через разговоры с родителями. В какой-то момент задала вопрос, думала они как-то отшутятся, но тут открылся такой пласт их жизни, о которой я просто не могла представить, что так люди в принципе жили, а это еще и мои родители. Это породило очень долгие психотерапевтические разговоры с ними. Я потом пыталась понять ту психологию людей. Помимо этого еще помогала музыка. Я много слушала исполнителей того времени — пыталась понять, что меня с ними связывает, что, наоборот, отдаляет. 

Ваши представления о 90-х в процессе съемок совпали с действительностью или что-то стало открытием?

Федор: Смотря чьими глазами на них смотреть. Если ты смотришь глазами ребенка, относительно любое детство будет веселым и беззаботным. Если смотреть глазами родителей, взрослого поколения, то я не хотел бы там жить. Но на недельку да, можно было бы туда вернуться. Для меня всегда это были очень тяжелые времена, в которых сложно существовать. Поэтому у меня было суровое представление и в принципе никакого вау-эффекта не было. 

Александра: Для меня криминал. У меня было свое представление до съемок, до этой работы. Я понимала, что людям было тяжело, мало еды, большие очереди — это то, что всегда говорили родители. А именно все что говорили о криминале было таким метафорическим высказыванием. Но когда я посмотрела сезоны, поговорила с родителями — это просто какой-то кошмар, то что было обыденностью для людей, для детей, и то что рассказывала моя мама. Не так давно она сказала мне, что ей в принципе было сложно смотреть наш сериал. И как только я сказала, что меня утвердили, она посмотрела первую серию и сказала: «Нет, ты что! Отказывайся от проекта, не надо там сниматься». Ее очень эмоционально это затронуло, она просто узнала себя и ей стало от этого плохо. Ей потребовалось три раза пересмотреть сериал, чтобы осознать, как-то изменить свое отношение. Сейчас уже она, конечно, считает что это потрясающий проект. 

Федор, ваш персонаж Илья очень импонирует зрителю, подкупает своей непосредственностью и суперсилой разрядить любимую напряженную обстановку. Не все зрители знают, и напрямую об этом в сериале не говорится, но по задумке у Ильи синдром Аспергера. Как вы готовились к этой роли?

Федор: Ура! Кто-то об этом знает. Еще на первом сезоне у нас была репетиция перед съемками, и Саша Белов (один из сценаристов) писал всякие статьи по этому поводу, рассказывал о том, что эти люди почти ничем не отличаются, просто живут в своем неком мире. Не сказать, что мне было очень легко. Илюша был просто мне близок в моментах. Я как-то его понимал и вспоминал какие-то свои моменты — он предпочитал тараканов, я предпочитал муравьев, смотрел Дискавери вместо мультиков и всякое такое. И были знакомые «солнечные люди» — не аспергеры, конечно, но очень особенные, без отклонений, просто своеобразные. Они очень интересные, с ними общаешься и действительно думаешь «А что у него сейчас в голове?». Опять же, сценаристы скидывали, если надо что-то, советовали, подсказывали. И по поводу синдрома в том числе. Илюшу было очень приятно играть.

Александра, в сериале в разное время принимали участие выдающиеся актеры более старшего поколения. Роль отца вашей героини исполнил Виктор Сухоруков. Как это — играть в одном кадре с таким, не побоюсь этого слова, гениальным актером? 

Александра: Я очень боялась. Мне долго не говорили, кто будет играть отца моей героини. Его уже утвердили, но это был секрет. Гримеры мучили меня догадками. Я просила назвать хотя бы первую букву имени или цвет его волос, но они только улыбались. Потом меня все спрашивали, как я буду играть, есть ли у меня волнение — из-за этого я, конечно, только больше нервничала. Когда я пришла на съемочную площадку, сидела в грим-вагончике, готовилась, читала текст — приехал Виктор Иванович и все внимание, всех людей со съемочной площадки было вокруг него. Он человек удивительно энергетически заряжающий каждого вокруг, поэтому все его очень ждали. Страшно в итоге не было, потому что он и меня мгновенно зарядил, очень обрадовался, когда увидел меня. Мы обнимались, он давал мне советы про мою жизнь. И благо мы не первой снимали эту жесткую сцену, которая первая по сценарию наша совместная. Мы начинали с каких-то более легких моментов. У нас был такой хороший актерский симбиоз, было легко играть какой-то накал эмоций. В этом было больше поддержки и любви, чем кажется зрителю со стороны.

Он вам помогал советами во время съемок?

Александра: Абсолютно! Он умеет что-то очень тактично сказать, абсолютно не влезая в твою актерскую жизнь. Но если видит, что режиссер не может сказать какую-то мысль, которая резко актера преобразит, то Виктор Иванович очень аккуратно это делал. В меньшей степени со мной, в большей степени с Егором Губаревым (актер, сыгравший Саньку), потому что были моменты, когда Егор не понимал, что нужно в этой сцене — тогда уже Виктор Иванович говорил: «Так все, давай поговорим». И они очень много разговаривали для того, чтобы все получилось. А мне еще он давал советы по поводу моих отношений. Он про них прознал и у нас был очень теплый разговор, как с отцом. Я ему до сих пор благодарна. 

Какие сходства есть между вами и вашими персонажами? 

Федор: В детстве у меня тоже был свой мирок. Илюша очень спокойный, очень своеобразный. Если я один, я тоже спокойный. Когда я пришел на кастинг, первые пробы, я не очень понял кто такой Илюша, потому что там была небольшая сценка. Я думал он должен быть агрессивным, злым. У меня до этого был опыт, когда я играл отрицательных персонажей. А тут что-то новое для меня. Но Женя Феоктистов (кастинг-директор сериала) сказал давай попробуем немного по-другому. Не сказать, что мы полностью похожи с Илюшей, но какие-то свои моменты и отголоски имеются. Мне очень нравится играть Илюшу, он мне очень импонирует.

Александра: Меня подобрали кастинг-директор и режиссер в тот момент жизни, когда я хотела уйти из актерской профессии, создать музыкальную группу и заниматься именно панк-роком. И до сих пор я этого хочу. Просто уже не так кардинально. Во мне есть вот этот драйв свободы, что в принципе люди называют рок, когда это не о музыке, а о стиле жизни. Это во мне есть, просто это немножко прикрыто за тем, что я еще актриса, и куча всего другого. В Ксюхе вот эта моя внутренняя потребность она вырвалась и преобразилась в такой очень яркий образ. Но у нас абсолютно разная органика — это то, почему я считаю эту работу хорошей актерской работой. Мы абсолютно по-разному разговариваем, двигаемся, смотрим, улыбаемся. Каждая деталь, каждое ее движение прорабатывалось мной совместно с нашим режиссером. Мы лепили персонажа как из глины.

Есть какое-то качество, которые вы бы хотели позаимствовать у вашего персонажа?

Александра: Да! Ксюхе абсолютно все равно на других людей, их мнение о себе, у нее есть своя цель и все. В этом есть как минусы, так и плюсы. Но факт: ее эмоционально не затрагивают другие люди и это помогает ей идти вперед. Быть собой абсолютно. 

Федор: Не знаю… у Илюши, наверное, откровенная и искренняя прямолинейность. Он такой — что думает, то и говорит. Это опять-таки связано с его миром. Это очень полезная или не очень черта. Мне кажется, она была бы кстати.

Какая сцена была для вас самой сложной?

Федор: Конечно же, это сцена из 1 сезона, когда Илюша разговаривает с мамой в тюрьме и потом убегает. Сцена, где я бежал в поле. У Илюши был нервный срыв, что для него неестественно. Это была очень тяжела смена и по техническим причинам, и в эмоциональном плане. В этой сцене должен был быть дождь — приехала машина, репетиция, поливаем дождь, все я бегу, все красиво. Вода закончилась, а вторая машина не приезжает, солнце садится, а у нас уже поезд. Мы сразу после сцены должны были переодеться и бежать на поезд минута в минуту. В итоге снимали без дождя, машина так и не приехала, Всего пару дублей. Это было напряженно, но, как мне показалось, я остался доволен. Конечно, всегда может быть лучше, но в целом было хорошо. 

Александра: Я думаю самая сложная эмоционально — линия с Виктором Ивановичем. Самая сложная линия и для Ксюхи, и для меня. Все что мы играли с Егором было про отношения между мальчиком и девочкой, что гораздо понятней, ближе и в целом легче сыграть. Но наверное, самое сложное это кульминация отношений отца и дочери в конце 3 сезона. Это потрясающая актерская работа Виктора Ивановича и полный переворот моего персонажа. 

Кто на съемках был вашим наставником, кто помогал?

Федор: На съемочной площадке режиссер, когда он может направить в правильное русло, если актеры не очень где-то понимают. Если в сцене есть более старшие коллеги, могут они что-то подсказать. Вообще проект «Мир! Дружба! Жвачка!» мне нравится тем, что он очень живой во всех планах. Начиная от съемочной команды и заканчивая процессами съемки. На каждых съемках присутствуют сценаристы и это замечательно, когда есть обсуждения, потому что в некоторых проектах любят, чтобы все шло слово в слово, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Здесь же ты можешь подойти, предложить снять что-то так или так, добавить какую-то фразу. Могут к тебе с вопросом подойти и спросить, что бы ты добавил своего. Из-за этого всего просто расцветает букет многообразия.

То есть одного человека не было, это поддержка со всех сторон?

Федор: Да-да! Это как живой организм, семья, в которой это все одна большая органика. 

Александра: Со своей стороны я скажу, что мой гуру это Антон Федоров — наш режиссер. Он сам в прошлом рок-музыкант, как и наш сценарист, и они оба пытались вылепить образ Ксюхи. Но та работа, которая была у нас с Антоном, наверное, это первая на моем опыте такая скрупулезная, близкая, построенная на абсолютном доверии с режиссером. У нас была прям связь — это круто. 

Вы сами смотрели сериал по мере выхода серий или вы из тех актеров, кто не отслеживает свои работы?

Федор: Я помню, когда выходил 1 сезон мне писала Валя Ляпина (актриса, сыгравшая Женю) «Ну что Федя, как тебе серия?», а я до последнего не смотрел пока весь сезон не вышел. 

Александра: Хотел залпом все посмотреть?

Федор: Я боялся, а вдруг что-то не то, не так, не хочу на себя смотреть. У меня был скепсис. Потом все же начал смотреть. Первая серия, вторая и я так затянулся, мне было просто интересно, что там будет дальше. А на втором сезоне уже ждали каждую серию, чтобы посмотреть.

Александра: Я уверена — актер должен смотреть на то, что получилось. Одно дело, когда ты играешь внутри и у тебя одни ощущения. И другое дело — как это получилось в кадре. Что в кадре, то и есть результат. И всегда нужно смотреть, анализировать, думать куда дальше. Вот эта вся рефлексия, которую мы не любим, когда смотришь и думаешь «я сыграл плохо», на самом деле очень нужна. Ты понимаешь и так, и так можно — и в следующей роли хотя бы что-то из этого ты сможешь воплотить.

Федор: Так или иначе, работа актера — смотреть и отсматривать свой материал.

Как изменилась жизнь после выхода сериала?

Александра: Сейчас в моей жизни что-то меняется, да. Мне много кто пишет в Инстаграм (запрещенная на территории Российской Федерации организация), я тоже периодически бываю фанатом каких-то проектов, поэтому моя политика — я всем отвечают. Стараюсь сколько мне дали энергии, столько и дать в ответ. Но некоторые фанаты звонят, пишут, а если я не отвечаю, меня поливают грязью. Хейтеры появляются. Меняется жизнь. Я надеюсь, это моя такая ступенька в мир кино и еще большей работы в хороших проектах.

Федор: Не сказать, что вообще никак не поменялась, но особого вау-эффекта тоже не было. Во-первых, огромное отличие до и после сериала — это когда ты до конца чувствуешь отдачу. Вот я раньше снимался, я чувствовал мне нравится профессия, нравится то, что я делаю, я за это еще и денежку получаю. Потом вышел «Мир! Дружба! Жвачка!» и каждое лето (сезон обычно выходит весна-лето) начинается пик узнаваемости. Люди начинают подходить на улице, фотографироваться, просто говорить слова благодарности за определенные эмоции. И ты думаешь: «Да, Господи, что я сделал? Это вроде бы моя работа». Ты осознаешь, что даришь людям эмоции, но ты ощущаешь это в полной мере, когда видишь отдачу не только в интернете, но и в жизни. И ты понимаешь, что ты хочешь больше стараться. Я вижу, что я делаю для людей, мне это нравится и им тоже нравится — это прекрасно. В этом плане да, жизнь поменялась. 

Какой главный урок получил ваш герой?

Александра: Главный урок, что нельзя никогда прогибаться ни под кого. Все равно, если ты чего-то хочешь достичь, ну значит нужно идти на риски, от чего-то отказываться и делать больно себе и другим, но выбирать то, ради чего ты был рожден.

Федор: А Илюша закончил школу и теперь не ходит на уроки (смеется). Не знаю, урок для Илюши — он просто живет свою жизнь. Он все очень буквально воспринимает. Да Илюша всю жизнь будет учиться. Такие люди, правда, они всю жизнь учатся. 

Ждать ли зрителям 4 сезон?

Александра: Я жду его. Мне кажется, если мы все будем ждать, то что-то получится. Мы готовы!

Федор: А мне кажется, если будет что рассказать, то мы обязательно расскажем. Пока не знаем… смотрим, ждем, надеемся.

08.08.2023

Понравилось интервью?