«Кино сейчас — это одно из самых модных искусств»: интервью с создателем киноклуба «Три скамейки» Ильей Клюевым

«Кино сейчас — это одно из самых модных искусств»: интервью с создателем киноклуба «Три скамейки» Ильей Клюевым

Илья Клюев — создатель и куратор киноклуба «Три скамейки» в культурном центре «Прогресс». Человек, который умудряется собирать полные залы, показывая не только классику мирового кинематографа, но и документальные фильмы. Илья устраивает спецпоказы, привозит режиссеров, проводит лекции, организует фестивали и популяризирует российское кино. В интервью мы поговорили о киноклубе, смыслах и законах кино, популярности сериалов, кинотеатрах в Воронеже и любимых фильмах.

С чего началась твоя любовь к кино? 

Я родился в 95-м, в эпоху VHS и телевидения. Мне кажется, как родился, так и начал что-то смотреть. Контекст кино, он был постоянный. Мы все смотрели по телеку, обменивались кассетами. Это даже часть семейного церемониала была. Когда ты смотришь много, ты потом узнаешь еще больше, что-то читаешь, тебя это наполняет. С самого детства кино всегда давало какие-то эмоции, которые многие находят в других искусствах. Мне нравилось, что смотря кино, я что-то начинаю глубже понимать: про жизнь, про людей, про отношения между людьми. Все это завлекало. Хотелось смотреть что-то более сложное, узнавать классику. Потом я уже начал читать кинокритику, киноведение и просто книги о кино. И как-то все снежным комом наросло.

 

Почему решил основать свой киноклуб?

Решение впервые появилось лет 5 назад. До этого я хотел заниматься кинокритикой. Писал рецензии, периодически публиковался. Но в какой-то момент просто показалось, что я медленно пишу. Мне хотелось встречаться с людьми прямо здесь и сейчас, рассказывать, что я думаю о кино. Вместе посмотрели и сразу же обсудили. Мне показалось, что это тоже форма кинокритики. Не менее эффективная, чем текст.

 

В 2019 году мастерская «Дай пять» открылась на Пятницкого. И меня позвали делать киноклуб. Мне хотелось диалога. Всегда интересно обсуждать кино, спорить о кино, говорить. Все напрямую, здесь и сейчас.

По каким критериям ты выбираешь фильмы для показов?

Критериев масса на самом деле. Я же показываю в разных местах фильмы сейчас, и это тоже влияет. В «Прогрессе», в «Матрешке», в баре «Цензура» и в эко-центре «Собиратор». Я показываю то, что мне интересно, что я хотел бы показать. Классика, современное, наше отечественное, зарубежное, документальное, анимация, игровое — все что угодно. Иногда момент просто подсказывает: выходит какой-то фильм, и так или иначе он требует обсуждения. По каким-то фильмам у меня давно уже зреют, летают всякие мысли в голове, я хочу их выдать. Вспоминаю, что на меня произвело впечатление. Постоянно пересматриваю фильмы. Эмоции обновляются, и иногда хочется снова это показать.

 

Расскажи, чем отличается просмотр фильма в кинотеатре от просмотра в киноклубе?

Это сложная история, мне кажется. Проблема кинотеатров, в основном в Воронеже (я не говорю в целом), как будто бы нет личного отношения. Ты приходишь в кинотеатр, это просто место. Слово театр — оно отпадает. Там никто не отвечает, что ты посмотришь, в каком это будет качестве, никто тебе ничего не расскажет. Нет связи. Нет коннекта. А вот в киноклубе мне важно, что люди смотрят. Я выхожу, говорю, почему мы смотрим этот фильм, отвечаю на вопросы людей. Если кому-то что-то не нравится, какие-то споры, я участвую в них. С меня спрос. Я отвечаю за то, что показал, какая это будет версия, какое качество субтитров. В кинотеатре этого давно уже не вижу. 

 

Мне важно в киноклубе, чтобы зритель пришел, узнал про режиссера, про его фильмографию, как фильм появился, какое значение он имеет. Общение, мне кажется, ключевое. Хотя я рад, что в «Синема Парк» меня приглашают. И в «Спартаке» я такие показы делал. Идут на встречу. Это хорошо.

Как правильно смотреть кино?

Это хороший вопрос, потому что он очень прост на самом деле. Чтобы правильно смотреть кино, нужно просто его смотреть. Вот прям буквально. Люди часто включают, могут смотреть туда, смотреть в телефон, делают какие-то бытовые дела. Они не смотрят, а потом предъявляют претензии, говорят, что фильм не понят, фильм плох. Надо смотреть. Плюс не отвлекаться. Потому что иногда сидишь с людьми, смотришь один и тот же фильм в одно и то же время, но они не видели части сцен, части кадров. Почему? Что с ними произошло? Куда люди теряются?

 

У меня в киноклубе всегда только оригинальный звук и субтитры. Многие считают, что это снобизм. Я считаю, что оригинальный звук должен быть и для корейского фильма, и для тайваньского, и для французского. Оригинальный звук — это часть актерской игры, часть атмосферы фильма. Я много ходил в кинотеатры и, конечно, ценю труд дубляжа. Все это нужно. Но я знаю, как это не похоже на то, что в оригинале, как текст далек, как его могут перевирать. Я очень не люблю, когда мне в кино дубляж врет, а такое у нас часто бывает. Не совсем врет, но переводчик, например, не справился с какой-то интересной игровой формой. 

 

И главный пункт для меня, что я и в киноклубе продвигаю, как правильно смотреть. Отключить наглость по отношению к фильму, к автору. У многих это воспитанное благодаря BadComedian и другим ютуберам. Мы смотрим: «Давай фильм, выдай нам что-то, ты должен быть таким, ты должен соответствовать. Режиссер, дурачок, ничего не понимает». Это надо убирать. Если ты смотришь кино, ты в диалоге. Кино — это работа.  Если хочется настоящего погружения, вытащить какие-то эмоции, надо приложить некие силы. 

 

Не всегда зрителю просто понять, что хотел сказать автор, если мы говорим о серьезном кино или, например, об арт-хаусе. Как находить скрытые смыслы? 

Всем хочется вытащить какие-то смыслы из фильмов, из сложных фильмов, заковыристых. Мне кажется, что многие немножко обманываются. Вытаскивание смыслов — это не всегда интеллектуальный процесс. Это эмоциональный процесс. Надо быть открытым к диалогу. Я уже сказал, что кино — это работа. Тоже относится к вытаскиванию смыслов. Посмотрел сложный фильм — почитай биографию режиссера, почитай про фильм, посмотри, что писали критики, какое место этот режиссер занимает в кинопроцессе, кто играет. Читаешь — и картинка в новое выстраивается как по кирпичикам. Надо просто почитать, что-то изучать дополнительно. И все раскрывается. Самое простое — это чувствовать. Просто многие люди иногда не с тем настроением садятся смотреть кино. Всякий фильм под свое настроение. Смотришь с кем-то — одно, смотришь в одиночестве — совершенно другое. Надо просто быть открытым, быть эмоциональным. 

 

В чем кардинальная разница между голливудским и российским кинематографом?

Во-первых, голливудский кинематограф знает правила, прям железные правила, догмы, кинозаконы, чтобы удовлетворить зрителя и выдать ему что-то такое, на что он придет снова и заплатит денег. Российское кино все-таки более авторски ориентированно. Там не думают о том, чтобы удовлетворить зрителя и выдать то, что он хочет. Хотят что-то выдать сами авторы. 

 

Если мы говорим про массовое кино, очевидно, что сейчас все-таки российское большое кино догоняет и пародирует голливудское. По последним большим фильмам видно, что это попытки сыграть на их поле в плане масштабов, в плане подачи, в плане продвижения, продакшена. Вот поэтому я люблю смотреть массовое российское кино. Был период, когда нашим авторам дали большие деньги, они начали снимать большие фильмы. Например, «Ледокол», «Дуэлянт». Там же режиссеры — это настоящие авторы. В январе выйдет фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего — это огромный проект с самолетами про Великую Отечественную с Сергеем Безруковым. И такого много, в общем. 

Почему российское кино менее популярно, чем зарубежное?

Много причин. Наше поколение росло в этом голливудском контексте. Нас окружали образы Голливуда. Да, были «Ирония судьбы» и «Иван Васильевич меняет профессию». Но что больше я смотрел «Иван Васильевич» или «Один дома»? Наверное, все-таки «Один дома». Это не хорошо и не плохо. Это как есть. Мы к ним больше расположены, привычны к ним. Плюс, как я уже сказал про законы и догмы, по котором строится голливудское кино, они действительно есть. Они действительно работают. Не только в России, они работают во всем мире. Голливудское кино — очень мировое кино.

 

Еще одна причина — это искусственно сформированное какими-то странными силами отношение к русскому кино. Многие люди прям категорично к этому относятся. Тотально все русское кино плохо. Это влияние ютуберов, не очень умных. Человек услышал мнение, потом посмотрел какой-то русский фильм, он ему не понравился и все. Он подумал, что, наверное, так и есть. 

 

Российское кино менее популярное, мне кажется, потому что всякому зрителю интереснее посмотреть сказку, на каких-то других людей, про какую-то другую жизнь, про какой-то другой порядок жизни. Это смотреть приятнее, чем смотреть в зеркало. Все-таки, когда мы смотрим Звягинцева, мы смотрим не на другую жизнь. Мы смотрим в зеркало. Когда мы смотрим Тарковского, мы тоже смотрим в зеркало. Не всем это приятно, не всем это нравится.

 

У нас в стране много талантливых молодых режиссеров и сценаристов. Но если мы берем коммерческое кино, в большей степени это «слабые» работы или откровенные копии на зарубежные хиты. Почему там мало сейчас качественных российских фильмов? 

Я не полностью согласен, потому что я хожу в кино регулярно. И на русские фильмы тоже. Они классные зачастую. Это фильмы мирового уровня, строго говоря. Например, Александр Хант, который снял «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» и «Межсезонье», прекрасный режиссер. Прекрасные фильмы. Они по своему стали популярны. Не скажешь, что это дешево. 

 

Возможно, я не могу это на 100% знать, есть некая заложенная несправедливость, неправильный ход вещей в том, как устроены медиа и киномир. Как ни парадоксально, я это слышал от директоров кинотеатров, что людям надо выдавать всякий «шлак», они не пойдут на хорошее кино. Это дичайшее заблуждение. Фильмы есть, но их действительно прячут. 

 

Если возвращаться к зарубежному кино, голливудское производство — оно несоразмерно больше. И при такой несоразмерности, естественно, у них процент выше. У нас недавно случился бум стримингов, и делается очень много, как они это сами называют, «видеоконтента». Его становится больше, он становится качественнее. Я видел какие-то сериалы и фильмы последние русские. Они на голову выше, чем то, что было. Процент увеличивается. Все-таки увеличивается. 

Почему тогда кинотеатры не берут в прокат документальное и неигровое кино? 

Если мы говорим про Москву и Питер, там есть специальные кинотеатры, центры документального кино. В кинотеатре «Каро Октябрь» очень широкая программа вообще всего: экспериментальных фильмов, документальных. Кинотеатры немного перестраиваются. Те, кто может позволить себе рисковать.

 

Если мы говорим про регионы, тут ответ банален. Я иногда общаюсь с некоторыми работниками кинотеатров — они просто не любят кино, они его не смотрят. У них элементарно нет знаний, какой документальный фильм действительно можно выставить на несколько сеансов в день. 

 

У нас есть фестивали документального кино. Я несколько раз проводил Beat Weekend. Ездил в другие города на фестивали документального кино, фестивали анимации — они же все проводятся в кинотеатрах. Просто зачастую люди, которые работают там, не очень разбираются в кино. Но все сдвигается. В «Синема Парке» периодически показывают зарубежные фильмы: израильское кино, французское, итальянское. Наверное, хотели бы больше, но надо понимать, что на этих сеансах залы не заполняются. Медиа привыкли, что продвигать надо то, в чем есть деньги — большие проекты, большие фильмы, блокбастеры. А за всякую «мелочь» и экспериментальные вещи уже не так активно берутся.

 

У кинотеатров нет умений, знаний, времени, возможностей заниматься маркетингом, соцсетями, рекламой, какими-то дополнительными проектами. Нет таких людей. Вот поэтому я сейчас прихожу и говорю: давайте делать, обсуждать, давайте я кого-нибудь привезу.

 

После ухода из проката голливудских хитов кинотеатры, помимо российских премьер, вынуждены крутить старые фильмы и находить обходные пути для показа мировых новинок. Есть ли будущее у кинотеатров или их полностью могут заменить киноклубы и домашние просмотры на сервисах?

Это интереснейший вопрос. Я много об этом думаю и в частных беседах бросаюсь фразами, что все они закроются с таким отношением. Но нет. Будущее у кинотеатров есть. Последние несколько лет я делаю именно показы в кинотеатрах. Я своими силами с друзьями собирал залы, и они были битком набиты. И люди хотят еще. Кино сейчас — это одно из самых модных искусств. Все хотят разбираться в нем, все смотрят разное, обсуждают это. Зрителей полно. 

 

Что должен сделать кинотеатр — это повернуться лицом. Выйти к людям, собрать аудиторию, познакомиться, узнать, на что они хотят ходить. Надо подстраиваться. Они, очевидно, это делают. Но это медленная скорость. 

В Москве премьеры фильмов сопровождаются присутствием создателей картины и актерского состава. Но они, к сожалению, крайне редко отправляются в промотуры. Как, например, это делают на Западе. У тебя есть опыт привозов режиссеров на кинопоказы. Могло бы это изменить всю систему проката и сборов фильма, если бы наш кинематограф брал пример с зарубежных коллег?

Тут, кстати, необязательно брать примеры зарубежных коллег. Александр Хант в прошлом году провернул потрясающую вещь в нашем кинопроцессе. Они выпустили фильм с продюсером «Межсезонья» и просто отправились сначала в российский, а потом и в мировой тур. Режиссер, продюсер, оператор, актеры. Я не знаю, сколько там городов было. Двенадцать только по России, не меньше точно. И это были большие показы с мастер-классами, лекциями, какими-то тусовками. Каждый город, в котором они были, знал про этот фильм. Я помогал делать этот показ в Воронеже, и до сих пор многие люди вспоминают, как это было круто. Я уверен, что эффективность была намного выше, чем если бы просто выписали фильм, сделали премьеру в Москве и все забыли. А такого полно. 

 

В последние годы произошел настоящий бум на сериалы. Если раньше звезды первой величины отдавали предпочтение исключительно большому кино, то сейчас они везде. Почему сериалы стали популярней фильмов?

Как говорили в одном фильме: «Сериалы — это романы 21-го века». Мне кажется, потому что в какой-то момент случились сверхзвезды в сериальном мире. Очень крутые сериалы были. Они подняли уровень. Плюс, очевидно, этот вопрос связан с предыдущими. Посещаемость кинотеатров и важность кинотеатров падает, растет домашний просмотр. Если условно, лет 20 лет назад еще не у всех был хороший телевизор, то сейчас он уже подключен к Netflix или HBO. Сейчас это норма у многих. Естественно, от этого надо делать больше контента, а чтобы он приносил деньги, надо приглашать туда звезд. 

 

Зрителям зачастую нравятся большие нарративы, они всегда увлечены серийностью, а сериал построен на том, что тебя всегда захватывает. Смотришь 8 сезонов «Игры престолов» — ты породнился с этими героями, ты знаешь все события, знаешь места. Ты в рамках своего комфорта. Со временем можешь возвращаться к ним. Феномен «Друзей», например. Было много суперхитов. Сложно отрицать, что сериал «Во все тяжкие», который по уровню выше, чем очень многие фильмы — это новый Достоевский по сути. Или та же «Прослушка» и «Клан Сопрано». От всего этого уровень поднялся. И теперь он такой. 

 

Почему звездные режиссеры или актеры идут туда? Netflix есть у большого процента людей на планете, поэтому им приятно входить в эти дома, становятся еще популярнее. Вот ради чего все это и делается.

 

К тебе приходят местные режиссеры со своими работами?

Да, ребята подходят. Два месяца назад приезжала девушка. Она училась на «Высших курсах сценаристов и режиссеров». Сама москвичка, но сняла фильм в Воронеже. Мы делали показы. Там воронежские актеры, воронежская команда. 

 

Для меня большая радость, что я один из первых начал делать показы Виталия Суслина, великолепного режиссера из Нововоронежа. Я радуюсь, потому что пройдут десятилетия и будут говорить, что это великий классик русского кино. А мы делали его показы и скоро еще будем делать. Выдающийся режиссер. Прекрасные фильмы — как раз те, которые нужны. Они народные, что называется. У них понятная фактура. Очень простое кино, и при этом глубина просто невероятная. 

 

Возвращаясь к началу вопроса. Когда подходят местные ребята и предлагают сделать показ, мне кажется, это важная часть киноклуба. Для этого все и нужно. Я очень радуюсь, когда это происходит. Ребята что-то здесь сделали, в этом городе, с воронежской командой. Им хочется это показать, получить реакцию.

Почему классика становится бессмертной и продолжает оставаться актуальной?

Секрет в том, что классический фильм, когда он вышел, создал образ, которого просто не было до него. Он оказался таким мощным, что не умер. Например, когда Скорсезе снял Роберта Де Ниро, который сидит в «Таксисте» в кинотеатре. До этого не было такой сцены. Не было кадра, где Хамфри Богарт и Ингрид Бергман стоят, обнявшись, на взлетной полосе в фильме «Касабланка». Появился такой кадр. Он иконический. Образ становится всемирным. К этому приятно возвращаться. 

 

Есть фильмы в которых не чувствуется, что они сняты 50-70 лет назад. И это не про качество изображения, не про мощность камеры. Это про стиль изображения, про уникальные киноэффекты. Я думаю, в этом секрет. Всех привлекает стиль.

 

Твой личный топ-3 величайших фильмов всех времен?

«Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки. Тончайшая вещь, очень зрелая, такая печальная. 

 

Пусть будет попсовенький «Безумный Макс: Дорога ярости». Это непревзойденный фильм. Сто лет еще не смогут снять ничего подобного. 

 

И третий — «Андрей Рублев» Тарковского. Фильм выдающийся, большой шедевр. 

 

Все эти списки по настроению подбираются. И меня это радует на самом деле. Я уже говорил, что кино сейчас самое модное из искусств. Мне кажется, потому что его так много и всем что-то нравится. На любой вкус. Самые странные, самые неожиданные. Кино тебе все может дать, чего бы ты ни захотел. 

 

04.12.2023

Понравилось интервью?