Юля Вязких и Саша Невская: о подкасте «Базар совриска» и современном искусстве в Воронеже

Интервью

Юля Вязких и Саша Невская: о подкасте «Базар совриска» и современном искусстве в Воронеже

«Базар совриска» — подкаст о мире современного искусства, вошедший в список 55 лучших подкастов по версии Афиша Daily. Его создательницы Юля Вязких и Саша Невская особое внимание уделяют региональным представителям арт-индустрии и, в частности, любимому Воронежу. Гости выпусков — известные художники, кураторы и арт-деятели со всей страны.

В преддверии дня рождения «Базар совриска» мы встретились с Юлей и Сашей, чтобы поговорить об их проекте, предстоящем мероприятии, стрит-арте, воронежских художниках, проблемах и развитии современного искусства в регионе, а также узнали, куда в Воронеже ходить на выставки.

 

Как родилась идея сделать подкаст о современном искусстве? 

Юля: Нам не хватало подкастов о современном искусстве и об искусстве в целом. Мы вдохновились проектом девочек с журфака ВГУ «Пост или прост». 

Саша: Они делали его в рамках, по-моему, дипломной работы. Вышел один эпизод. Мы его послушали, обсудили. Очень интересная, классная идея. Но следующий выпуск так и вышел. Девочки забросили подкаст. И мы в конце концов решили, что если нет контента, почему не сделать его самим. 

Юля: Сначала была идея делать подкаст про культурную среду в Воронеже. Потом мы поняли, что хотим только о современном искусстве. В первом сезоне больше было про воронежских авторов. Но мы изначально не ограничивались Воронежем. Поэтому у нас в первом сезоне есть и про художников из Москвы, из Краснодара. Мы себе ставим планку – находить новых художников из других городов, желательно из регионов. Хочется, чтобы региональная сфера развивалась. Поэтому мы стараемся эту тему освещать, чтобы помочь молодым художникам понять, как продвигаться.

Саша: Очень многие рождаются в регионе, начинают что-то делать в регионе, а потом просто переезжают, потому что больше возможностей в Москве и в Петербурге. Хочется выяснить, почему так происходит. Где в регионах более развито современное искусство, где нет. Почему кто-то не уезжает. Как вообще они умудряются развиваться в своих регионах. Это интересная тема для исследований.

26 мая вашему проекту исполняется 2 года. По этому случаю вы организуете маркет современного искусства. Что это за мероприятие? 

Саша: Наш день рождения – это праздник, в который входят несколько разных микромероприятий. И один из них — это маркет современного искусства. 

Юля: Маркет современного искусства будет доступен на протяжении всего дня. Праздник пройдет с 14:00 до 20:00. Параллельно будут проходить и другие мероприятия. Мастер-класс от объединения «Раскардаш» с художником Николаем Алексеевым. Практикум по сборке фотопроекта от объединения «ФотоСинтез». Проведет его куратор Ольга Кардашова. И после будет открытая запись нашего подкаста, где мы поговорим о том, как можно развиваться в регионе в арт-сфере, не уезжая в Москву или Питер.

 

Как попасть на мероприятие? 

Саша: Вход на маркет будет свободный. На открытую запись тоже. 

Юля: На мастер-класс «Раскардаш» открыта запись, но количество мест ограничено. Там будет сбор на материалы по 600 рублей. На практикум по сборке фотопроекта будет открыт Open Call. Ольга Кардашова выберет от трех до пяти человек, работы которых она обсудит во время практикума. Но остальные желающие могут свободно присутствовать, наблюдать, как она разбирает чужие работы.

Почему стало модно разбираться в искусстве? 

Саша: Искусство отражает нашу действительность, но только в разных и интересных формах. И всем нравятся разные виды искусств. Кто-то тащится по музыке, кто-то по театру, а кто-то по изобразительному искусству. Здесь вопрос не в том, что модно разбираться или не модно. А в том, что интересно посмотреть, как люди сублимируют свои переживания в творчестве и находят таким образом единомышленников. Людей, которые думают как ты, переживают как ты, или переживают о том, о чем ты переживаешь. 

Юля: Современное искусство для многих бывает очень непонятным и в чем-то даже провокационным. И это к нему привлекает еще больше внимания. В том числе людей, которые, например, не понимают и хотят разобраться, что вообще происходит, почему это называют искусством. Или наоборот, есть публика, которая абсолютно негодует. И некоторые художники воспринимают это как такой же интерес к их творчеству. Им интересно с этими людьми обсуждать, почему они так считают, почему так настроены. Им любопытно, какую реакцию вызывает их творчество.

 

Если смотреть на картины прошлых веков, зачастую сюжет довольно понятен. Когда мы смотрим на современное искусство, то не всегда можем увидеть заложенный смысл без соответствующей аннотации. Почему искусство так изменилось?

Саша: Раньше искусство скорее было тем, что отражало реальность. Оно было ремесленным. Это мы так сейчас считаем – вот изображена девочка в платье, и все понятно. На самом деле там зашифрованы иные символы и другой язык. Допустим, девочка на коне. Может быть, тогда женщине вообще нельзя было ездить на лошадях, а тут художник ее изобразил. Мы смотрим, и для нас это нормальная, адекватная картина, все в порядке. А для людей, живших в то время, это считалось провокацией. Потом придумали фотоаппараты. И уже просто отображать реальность стало скучно. Реалистичные натюрморт, портрет, пейзаж – все эти жанры стали уходить немножко на второй план. Художники начали выдумывать новые техники для того, чтобы искусство отличалось от фотографии и передавало не просто смысл, а какие-то эмоции, чувства, оценку автора. Появились импрессионисты, постимпрессионисты. Дальше все пошло еще интереснее. Начался полет фантазии – сюрреализм, футуризм и другие авангардные течения. 

Юля: Художникам стало скучно рисовать академические работы. Им захотелось что-то нового делать в искусстве. Так стали зарождаться новые жанры, которые до сих пор вызывают очень много споров. Но это тогда было тоже актуальным современным искусством. На данный момент мы не можем назвать Малевича современным искусством. Это было уже 100 лет назад.

Чего не хватает в Воронеже для развития современного искусства в культурном плане?

Юля: Институций, наверное. 

Саша: Поддержки со стороны власть имущих. 

Юля: Самая большая проблема в том, что нет каких-то пространств, где люди могли бы встречаться и выставляться. 

Саша: Есть некоторые самоорганизации, но у них, на мой взгляд, небольшая проблема. Они не работают по расписанию каждый день. Нет такого места, которое с 9:00 до 18:00 работало бы. И туда человек мог бы прийти, заплатить денежку за билет, зайти посмотреть. 

Юля: У нас есть инициативные люди, которые хотели бы выставляться, что-то делать. Но все упирается в то, что нет возможности открыть свое пространство, потому что это очень дорого. У нас формат квартирников в основном преобладает в сфере современного искусства. За исключением, наверное, каких-то государственных вещей типа «Матрёшки» и Дома архитектора. Но они не нацелены исключительно на современное искусство. Это скорее культурные пространства.

 

Куда в Воронеже идти за современным искусством?

Юля: «Дай пять». 

Саша: Сейчас еще можно сходить в галерею Х.Л.А.М., посмотреть на выставку Миши Добровольского. Иногда проходят выставки в «Утилизации». Но как формат самоорганизации. Они работают непостоянно. Здесь уже нужно отталкиваться от того, где какая выставка проходит. Допустим, в «Дай пять» сейчас есть выставка, но бывают периоды, когда ее там нет, и они подготавливаются к новой. Поэтому в этот период идти смысла нет. И опять мы упираемся в проблему того, что нет стационарного места, в которое можно прийти всегда. 

Юля: Я бы все равно посоветовала следить за анонсами «Матрёшки», потому что там есть разные выставки. В том числе и выставки современного искусства.

Как начинающему художнику развиваться в Воронеже? Куда идти? К кому обращаться?

Саша: У нас в Воронеже чаще всего те, кто хотят как-то продвигаться, начинают сами что-то делать.

Юля: На самом деле, чем хорошо современное искусство? Ты можешь сделать выставку где угодно. В гараже, в лесу. Неважно сколько людей туда пришло. Главное – это задокументировать фотографиями. Это все равно будет проект, который пойдет в твое портфолио. Дальше можно пробовать сотрудничать с галереями. Мы, конечно, говорим, что у нас нет таких пространств, но в теории можно списаться с «Дай пять» или с Алексеем Горбуновым из Х.Л.А.М.а. Самое главное – не бояться экспериментировать, потому что может получиться что-то новое, интересное. 

Саша: По сути, нет какого-то волшебного способа, как молодому художнику развиваться. Важно именно работать, заявлять о себе, делать даже какие-то маленькие проекты и стучаться во все двери. В принципе, в этом заключается работа художника. 

Юля: Очень важно ходить на открытие выставок, вернисажей, знакомиться с людьми, потому что нетворкинг – важная часть работы художника. Как раз через банальные знакомства люди начинают сотрудничать, общие проекты завязываются, кто-то кого-то заметил, куда-то пригласил. Это самый распространенный способ продвижения. Важно не бояться общаться.

 

Какие тенденции и направления в современном искусстве наиболее популярны в нашем регионе? Каким темам художники отдают предпочтения?

Саша: У нас есть некое стрит-арт комьюнити, мне кажется. Было в какой-то момент, когда Ян Посадский здесь обитал. И одна из ключевых тем, которые затрагивали, – это тема архитектуры и потери нашего архитектурного наследия. Потому что очень много зданий сносилось, не реставрировалось, и об этом художники говорили. 

Юля: Вообще, стрит-арт или паблик-арт привязаны к месту, где они непосредственно существуют. И мне кажется, почти все паблик-арт работы в любом городе связаны как раз с самим городом, с его историей.

Многие помнят, как в прошлом году закрасили «Аллею славы рок-н-ролла», которая считалась городской достопримечательностью. Почему нельзя стрит-арт вписать в городскую среду?

Юля: Ой, это хороший вопрос. Это правда большая проблема в Воронеже. У нас было много стрит-арт работ, но их очень часто закрашивают. Сейчас их осталось уже не очень много. 

Саша: У галереи Х.Л.А.М. есть коммуникационная будка. Она сейчас просто безобразно выглядит. Вся в граффити. Она многострадальная. На ней наши художники стрит-арта делали работы. В 2021 году, по-моему. 

Юля: Ян Посадский вместе с художником из Екатеринбурга Владимиром Абихом, Мишей Добровольским и Мишей Гудвином делали совместный проект. Они из этой будки создали интересную работу. Потом её закрасили. 

Саша: А потом они еще раз там решили сделать стрит-арт. Но уже как бы посмеяться над тем, что закрасили. Они сделали галерею имени Будки, где оставили окошки, в которых люди могли прикрепить свои работы или что-то дорисовать. Это был интересный проект. Но, тем не менее, будка выглядела в таком контексте менее безобразно, чем она выглядит сейчас. То есть она выглядела как объект искусства, который притягивал людей туда. 

Юля: Да, это не самое популярное туристическое место. А люди туда приезжали, фоткали, принимали участие в том, чтобы как-то дополнить эти работы, потому что они подразумевали интерактивность. Таких историй много. У нас как будто бы в Воронеже культура стрит-арта вообще ни разу не развивается.

 

Где грань между стрит-артом и вандализмом?

Саша: Нужно погружаться в контекст работы. Граффити и стрит-арт – это разные вещи. Если кто-то тегнул у вас на заборе что-то, это, конечно, не очень симпатично. Когда человек сделал какую-то концептуальную работу со смыслом, то это же совершенно другое дело. 

Юля: У нас есть хороший пример – бетонная стена рядом с «Дай пять», посвященная Мандельштаму. А где «Петровский пассаж» – Ахматовой и Мандельштаму. Мне кажется, нужно собственникам как-то попроще к этому относиться. И понимать, что здание со стрит-артом, наоборот, может стать популярнее. И относиться ко всему как к вандализму – это тоже неправильно. Нужно находить в этом различие.

Как начать инвестировать в современное искусство? Как разглядеть молодых перспективных художников, картины которых пока еще не стоят 100-и тысяч рублей?

Юля: Я не знаю, как определить кто станет гением в итоге. Кто будет покупаться. Это такая рулетка, мне кажется. Но я покупаю искусство, потому что мне оно откликается внутри. И если мне это просто визуально даже нравится или затрагивает какие-то во мне эмоции, мысли, то я обычно покупаю. Пока я могу себе позволить не очень дорогие работы, но мне кажется, если есть цель коллекционировать искусство, то можно начинать с чего-то небольшого. Даже у очень известных и уже дорогих художников есть доступные по цене работы. Например, тиражное искусство, графика или какие-то магнитики, скульптурки. 

Саша: Самый простой способ – ездить на арт-маркеты или ходить на арт-маркеты, если они есть в городе. На разный бюджет можно найти какую-то работу. Есть более сложный способ – шерстить социальные сети, отталкиваясь от тех художников, которых вы знаете. Посмотреть, что у них в подписках или кого они отмечают, с кем коллаборируются, общаются. И дальше набирать базу художников, молодых и не очень, чьи работы вы хотели бы приобрести. 

Юля: Все работы на любых выставках можно чаще всего купить. Не все это понимают. Многие приходят просто посмотреть. Вообще, выставки в глобальной системе арт-рынка проводят как раз, чтобы показать, что есть художник и его любую работу можно купить. Просто нужно подойти к куратору или художнику. Списаться, если нет возможности лично поговорить, и договориться о покупке.

 

Сколько художников будет представлено у вас на маркете? 

Юля: 9 художников. 

Саша: Это все воронежские молодые художники.

 

На кого из воронежских художников стоит обратить внимание?

Юля: Миша Добровольский, Петя Мотор, Алена Засульская. Я боюсь кого-то обделить, кого-то не назвать. Ваня Горшков, Кирилл Гаршин, Кирилл Савельев, Виктор Дюжев, Олег Даутов. Арину Авилову очень рекомендую. У нас все художники классные. Все очень самобытные, разные.

Какие перспективы и возможности вы видите для развития современного искусства в Воронеже?

Юля: Если люди будут дальше проявлять активность. В том числе инициативы будут появляться. Например, как наша. Если люди не будут сдаваться, будут проводить мероприятия, выставки, что-то делать в Воронеже, то, я думаю, очень хорошие перспективы. Если есть сильная инициатива, то можно привлекать спонсоров, с фондами связаться. Главное, чтобы люди не уезжали, здесь оставались. Или даже если они не живут в Воронеже, чтобы они продолжали здесь что-то делать. 

Саша: У нас очень много художников, которые поддерживают регионы, остаются здесь, работают. Ваня Горшков очень любит Воронеж. Он всегда говорит, что он воронежский художник. 

Юля: Он является художником в галерее Марины Гисич. Это Питерская галерея. При этом он работает и живет в Воронеже. 

Саша: И если будет больше таких людей, которые горят тем, что они воронежские, любят свой город и продолжают творить искусство здесь, то мне кажется, все будет супер.

 

Но ведь финансовая поддержка тоже важна?

Саша: Со стороны аудитории поддержка важна. Мне кажется, что финансовая поддержка – это такая утопическая история, на которую нельзя надеяться. Ты не можешь сидеть и думать, что кто-нибудь поддержит – правительство или какой-нибудь грант дадут. Я не вижу в этом ключа в развитии. Если это есть, то это замечательно. Но если этого нет, то нужно выкручиваться. Вот у нас был грант на прошлый сезон, мы были очень рады. На этот сезон у нас нет гранта, но мы продолжаем работать. 

Юля: Как раз поэтому, чтобы организовать наше празднование, мы запустили сбор средств. И уже собрали на данный момент больше половины суммы. А нам нужно собрать 35 тысяч рублей. Как выяснилось, арендовать просто стулья и столы для того, чтобы всех рассадить – это достаточно недешево. Не все понимают, зачем нам нужны деньги на мероприятие. Все привыкли, что это как-то само собой происходит. А на самом деле все стоит денег: аренда помещения, аренда мебели, оплата услуг, например, фотографа. 

Саша: Есть еще один маленький нюанс. В других городах аудитория более приучена к тому, что искусство и культурные мероприятия – это история не бесплатная. Она требует затрат и сил людей, которые все организовывают. А у нас все институции работают на бесплатной основе. Люди привыкли к тому, что искусство можно посмотреть бесплатно, и для них не очень привычно поддерживать его материально. Все, что мы делаем, что делают ребята из «Дай пять», из «Утилизации» – это делается по личной инициативе. Люди вкладывают туда не только свое время, но и ресурсы. Вкладывают свои личные средства для того, чтобы мы ходили и культурно обогащались. Поэтому нужно донести до аудитории эту мысль, что можно «копеечкой» поддерживать. В принципе, от аудитории зависит, будем мы развиваться или нет.

 

15.05.2024

Понравилось интервью?