Интервью с Еленой Чернышевой, организатором литературных встреч в Воронеже

Интервью с Еленой Чернышевой, организатором литературных встреч в Воронеже

В Воронеже проходит все больше мероприятий, связанных с литературой. И это, несомненно, здорово! Однако очевидно противоречит устоявшемуся мнению, что "люди сейчас не читают".

Мы решили поговорить с организатором  книгообменов и литературных встреч в Воронеже Еленой Чернышевой и разобраться, что к чему.

Лена, привет! Расскажи о концепции своего проекта.

Все мероприятия, которые я провожу, направлены на то, чтобы люди перестали бояться говорить о книгах и о литературе. Есть устойчивое мнение, что нужно любить только классику, а всё, что выпускается сейчас, не заслуживает внимания.
О книгах надо разговаривать на том языке, на котором ты разговариваешь, потому что всё это даёт больше простора для мыслей, знакомств, общения и развития внутри себя. Когда ты не боишься - ты развиваешься.

У тебя несколько проектов?

Это классический своп, где собирается около 20 человек. Каждый приносит по две-три книги и рассказывает о них. О том, что понравилось и не понравилось в этой книге и почему готовы расстаться с ней.

Второй формат - буккроссинг. Я провожу его в рамках гаражной распродажи. Люди просто приносят книги, которыми хотят поделиться, и уносят то, что понравилось. Я никого ни в чем не ограничиваю, но стараюсь, чтобы мне не приносили узкоспециальную литературу.
Есть у нас классический книжный клуб, где мы выбираем одну книгу, читаем её примерно в течении месяца, собираемся и осуждаем.

Как начался твой путь по развитию книжной культуры в Воронеже?

Путь начался с кухни в офисе, где мы постоянно сидели с девчонками и обсуждали, кто что прочитал, спорили. Это было в 2019 году, и тогда у меня начался челлендж, где я хотела год не покупать книги. Я записалась в библиотеку, прочитала всё, что у меня было, но поняла, что нужен приток чего-то нового.
И предложила на работе такой формат, чтобы мы собрались в кафе и попробовали поменяться книгами. Нас собралось человек семь в первый раз, и сначала мы не понимали, а как вообще это делается?
Всё всегда начинается с личной потребности, когда ты хочешь изменить то, что тебе близко, ты начинаешь действовать.

С каждым разом на гаражных распродажах и книжных свопах все больше участников. С какой потребностью ты это связываешь?

Избавляться от ненужного. Люди постоянно переезжают, но выбросить книги рука не поднимается. Они понимают, что в теории эти издания могут быть кому-то полезными.
Есть люди, которые купили книгу, прочитали и поняли, что дальше рядом с собой они её не видят.
Книгообмены помогают людям и избавляют их и от книг, и от терзаний. И каждый человек внутри - ребенок. Ему в кайф искать и ждать сюрпризы, эту потребность книгообмены закрывают на все 100.

Как оцениваешь интерес к чтению в Воронеже?
Он есть. Книги, как и всё, стоят дорого, но не являются первичной потребностью. Если облегчить "точку входа", то мы видим, что люди интересуются и читают.

Какой средний возраст участников книгообмена?
В районе 19-30 лет.

А что выбирают чаще?
Художку. По большей части зарубежную, к советской классике есть некоторое предубеждение, в первую очередь связанное с идеологическим подтекстом и не всегда высоким качеством текста.

Утверждение, что люди не читают - миф?
Абсолютно. Просто люди бояться говорить об этом.

И создается иллюзия, что никто не читает?
Да!

А с чем связан этот страх?
Мне кажется, это связано со школьной системой. В школе тексты разбираются однобоко, нам сразу дают понять, что в произведении всё только вот так. А доносить до детей литературу и говорить об этом с ними надо проще. Если нельзя сделать это в формате уроков, то можно в формате факультативов, кружков. Менять программу я не вижу смысла, есть произведения, которые у нас на уровне культурного кода.

Чему учат книги?
Книги учат нас эмпатии. Я не думаю, что книги могут научить чему-то принципиально другому, чем кино, живопись. Но уровень вовлечения в текст выше, при чтении ты тратишь больше душевных сил. Невозможно читать "на фоне", пока ты работаешь или занят другими делами. Поэтому понимание, что происходит в жизни, будет тоже более глубоким. Ты задумываешься, а почему этот персонаж тебе симпатичен? Начинаешь проводить параллели с жизнью.

Возвращаясь к книжным свопам. В каких мероприятиях воронежцы испытывают потребность?

Думаю, что это у мероприятий есть потребность, чтобы о них знало как можно больше людей. Даже если это камерное событие. Люди должны знать, что вокруг происходит много интересного. Потому что в противном случае людям станет казаться, что они живут в болоте, им ничего не будет хотеться. Я уверена, что в Воронеже много интересных междусобойчиков, которые со временем могут перерасти во что-то очень классное.

14.04.2021

Понравилось интервью?