Театр просто ВАУ... Профессиональный академический уличный в Воронеже

Интервью с директором театра Элеонорой Ривер

Театр просто ВАУ... Профессиональный академический уличный в Воронеже

Какие ассоциации возникают, когда вы думаете о слове "театр"? Вероятно, вы представляете себе здание величественное, роскошное, обязательно с гардеробной, ведь «театр начинается с вешалки». Но немногие осведомлены о том, что в России существуют уличные театры, где представления проходят под открытым небом. Декорациями представлений выступает сам город, а средством выразительности – высота…

Директор профессионального академического уличного ВАУ театра в Воронеже Элеонора Ривер поделилась с нами историей создания «театра без вешалки».

История возникновения уличного театра

Идея создания уличного театра зародилось в дирекции международного Платоновского фестиваля искусств. Уже на протяжении 10 лет они устраивают масштабный театральный фестиваль, приглашают уличные театры со всего мира. В 2022 году Платоновский фестиваль выиграл грант на постановку уличного спектакля. Многие не прошли этапы отбора в постановку. Но в итоге 10 человек в апреле 2022 году смогли стать театром.

Наш уличный театр возник в феврале 2022 года, а первый спектакль состоялся в мае того же года при содействии замечательного Санкт-
Петербургского театра
«Странствующей куклы господина Пэжо», который является старейшим уличным театром в России. Изначально у наших коллег была задача не просто поставить спектакль, а научить нас быть профессиональным театром. Этот великолепный театр успешно справился с задачей за две недели репетиций, а также продолжил поддерживать нас в течение трех месяцев. От лица всего коллектива, выражаю им огромную благодарность. 

Идея и вдохновение

Театр в моей жизни появился давно. С самого детства я увлекалась этим видом искусства и любила наблюдать за постановками. А уличный театр мне нравится именно тем, что он делает зрителями именно случайных прохожих. Драматический театр требует культурного контекста, навыков восприятия постановок, в то время как уличный театр стремится объединить зрителей различных типов и создать гармонию в пространстве. Моя мама, ценитель театра, также поддерживала и разделяла это увлечение.

С 2014 по 2018 год я активно участвовала в театральном проекте «Театр Равных» в Воронеже в качестве актрисы, играла в небольшом частном театре, совершала театральные гастроли. Состояла в рок-группе, поэтому у меня уже был опыт организации выступлений и гастролей. Особенно на начальном этапе формирования труппы требовалась тщательная организация всех сфер деятельности. Этот опыт пригодился, и сейчас, будучи продюсером-директором театра, я организовываю все рабочие процессы, беру на себя ответственность за гастроли театра.

Каждый из участников нашего проекта смог найти свою роль и сделать вклад в общее дело. В своем театре я постоянно экспериментирую, ищу новые формы и идеи.

Организация проекта

Организация любого проекта – это ответственное, сложное и весьма увлекательное занятие. До 2022 года я даже не представляла себе, как происходит работа в уличном театре, пока не познакомилась с художественным руководителем театра«Странствующей куклы господина Пэжо» чудесная волшебная женщина, Матушка Медоус на первой встрече принялась нас пугать. Практически всё первое занятие было посвящено тому, чтобы отговорить нас от этой затеи: «Бегите, это сложно, неоплачиваемо, это требует много времени, пота и слёз. Только фанаты могут этим заниматься. Бегите, уходите». Многих она, действительно, напугала. Мне тоже было очень страшно, но я всё равно решила остаться и попробовать.

Первый сезон оказался чрезвычайно трудным, так как мы всем коллективом всему учились на ходу, не имея времени для вдумчивого освоения всех аспектов. Мы сами находили заказы, организовывали поездки и гастроли. Мне это напоминало организацию концертов и фестивалей и работу в театре одновременно. Никто не ожидал, что мы продемонстрируем такие впечатляющие результаты за первые гастроли. В первом сезоне мы посетили 10 городов и отыграли 21 спектакль. Это было мощным стартом. Мы сталкивались с трудностями, требовавшими быстрого мышления и творческого подхода для эффективной коммуникации между структурами театра, постановками задач и координации процессов.

Конечно же, важным фактором было человеческое взаимодействие внутри коллектива. За два года мы преодолели множество испытаний, что сделало нас крепче, а структуру театра более прозрачной и понятной. В настоящее время мы развиваемся четко, быстро и полны вдохновения.

Отличие уличного театра от классического драматического театра

Уличные и драматические театры представляют абсолютно разные жанры искусства. Часто люди думают, что достаточно взять классическую постановку и вынести ее на улицу, чтобы это стало уличным театром. Однако это не так, поскольку эти театральные формы созданы совершенно по-разному. В чем же заключаются их отличия?

Первое отличие можно назвать «правилом игры». В классическом театре все начинается с вешалки, где у зрителя есть определенный «маршрут» – сдача одежды, взятие номерка, занятие места согласно билету. Обычно зритель не покидает зрительный зал до завершения спектакля. В уличном театре все иначе. Иногда на некоторые фестивальные представления зрители приходят заранее к площадке выступления, но в основном уличные постановки создаются так, чтобы привлечь внимание любого прохожего – будь то тот, кто знает, что здесь проходит спектакль, или случайный человек, просто проходящий мимо. Спектакли разрабатываются с учетом многослойности содержания, чтобы заинтересовать и взрослого, и ребенка, создать возможность для обсуждения и взаимного восприятия.

Второе отличие касается декораций. В театре сцена и освещение создают изолированное пространство, в котором режиссер и световой художник могут реализовать свои художественные идеи. На улице же все является внешними обстоятельствами и частью декораций. Успешные уличные постановки учитывают окружающее пространство, взаимодействуют с ландшафтом и городским окружением. Они становятся либо продолжением города, либо вторжением другой реальности.

Третьим отличием является средство выразительности. Сюжет уличного спектакля может как включать нарратив, изменение главного героя по пути повествования, так может быть и просто атмосферой, в которую артисты переносят зрителей. Так же представление может быть по форме приближенным к шоу.
В спектаклях используются яркие трюки и приемы: огненное искусство, цирковое искусство, работа с маской или куклой, ходули, жонгляж, колесо Сира, эквилибристика, воздушная гимнастика, акробактика. Музыка, которая раздается в радиусе от выступления, трансформирует пространство в место действия. Важным аспектом является взаимодействие с публикой и использование пространства улицы, которое адаптируется при путешествиях по городам и фестивалям уличных театров.

Репертуар уличного театра

У театра есть несколько постановок. Среди них — главный спектакль под названием «Как царь Петр чего-нибудь там», который был первым в нашем репертуаре, экоперфоманс «Тысяча тонн под водой»; зимний уличный спектакль «Как Царь-Петр Новый год удумал»,где выступал режиссером народный артист России Камиль Тукаев. Также интересными работами являются наша интерпретация традиционной комедии «Дель Арте», где мы исследуем русские архетипы и уличный спектакль «Комедия на авось», основанный на импровизации. Недавно мы также представили новогодний спектакль «Снежкины», созданный совместно с режиссером Натальей Овчинниковой из Санкт-Петербургского театра «Небесная карусель»: уютный новогодний уличный спектакль о семье и снежных приключениях.

Сейчас в составе труппы театра участвует 13 артистов, которые принимают участие в различных постановках. Иногда мы привлекаем к сотрудничеству артистов из других театров, особенно когда требуется определенный типаж. Кроме того, для будущей крупной постановки мы планируем, вероятно, провести кастинг. Чаще всего артисты также заняты участием в других проектах. Несколько человек, включая представителей нашей театральной организации, полностью посвящают свое время ВАУ театру.

В нашем театре есть множество талантов, включая самостоятельных творческих единиц. Иногда на фестивалях или мероприятиях, где мы планируем выступить, требуется более глубокое взаимодействие с нашим театром. В таких случаях мы открываем раздел «Не спектакли» и разрабатываем специальные идеи и предложения, соответствующие характеру и целям конкретного мероприятия.

Также мы пробуем внести отпечаток Воронежа в наши постановки и развивать искусство переплетения прошлого, реальной истории и окружающего нас мира.

«Внутрянка» работы уличного театра

Первым режиссером, который воплотил наш театр через первую постановку, была Анна Шишкина, также известная как Матушка Медоус - художественный руководитель уличного театра «Странствующая кукла господина Пэжо» в Санкт-Петербурге. Она проявила невероятную энергию и фантазию в этом творческом процессе. Постановка с ее участием стала удивительным опытом и несравненными впечатлениями для многих из нас. Один из участников нашего театра, Даниил Чекрыгин, профессиональный актер, поэт и драматург, был вовлечен в режиссуре уличных постановок. Он является режиссером и автором идеи «Тысячи тонн под водой», комедии «На Авось». Мы также получили поддержку от Камиля Тукаева, народного артиста России, который выступал в качестве куратора постановки «Как царь Петр Новый год удумал«театра». В прошлом году мы сотрудничали с Натальей Овчинниковой, художественным руководителем театра «Неизвестная карусель» в г. Санкт-Петербург. В будущем мы надеемся посотрудничать с режиссерами ведущих уличных театров России.

Родной Воронеж

Я родом из Воронежа, большинство наших артистов тоже. Довольно много путешествовала и у меня была возможность переехать куда угодно, но я выбрала именно Воронеж местом своей жизни. Люблю город всем сердцем. Он для меня особенно дорог.

Больше всего в Воронеже мне нравятся парки: один из которых – «Дельфин». Он очень уютный и красивый. А в парке «Динамо» мне нравится созерцать кусочек дикой природы, представляющий собой неприкосновенный лесной уголок прямо в центре города. Кроме того, у нас есть уютные скверики, которые тоже занимают особенное место в моем списке любимых мест.

Стоимость спектаклей

В большинстве случаев уличные спектакли предоставляются абсолютно бесплатно для всех зрителей. Любой желающий, увидевший объявление о предстоящем спектакле, может прийти заранее и выбрать наилучшее место в зрительном пространстве. Для этого достаточно обратить внимание на подготовку уличных артистов к постановке и узнать у них, где находится самое лучшее место для наблюдения за представлением.

Что делает театр вне сезон?

Это одна из самых распространенных тем в сфере уличных театров. Часто театры выступают летом, но подготавливаются к летнему сезону зимой. То есть зимой уделяется время улучшению организации работы театра, тренировкам артистов, возможным поездкам на форумы и участию в мастер-классах для улучшения навыков и развития. Кроме того, зимой создаются и постановки новых спектаклей. В то же время существуют уличные фестивали, и в этом году они также начинают представлять зимние спектакли. У многих уличных артистов есть тематические представления для Масленицы, а также появляются новые представления к Новому года. Для этого важно выбирать подходящий материал для костюмов и тепло одеваться. Например, у нас есть две зимние уличные постановки, где особое внимание уделяется взаимодействию со зрителями: они либо не очень длительны, либо имеют динамичное взаимодействие со зрителями. Длительность таких спектаклей около 35-40 минут.

 

Традиции уличных театров

Для меня сфера уличных театров представляет особый интерес. В этой области существует множество уникальных методов взаимодействия со зрителем. Я интересуюсь традициями театров, которые встречаются мне на пути. Из числа самых распространенных приемов можно выделить, например, баскерство – это своеобразный жест уважения и признания для уличных театров. В средневековье и ранее уличные артисты своим искусством выражали тягу к прекрасному и мысль отказа от иных способов зарабатывания на жизнь. Положить монету в шляпу артисту - считалось выражением своего уважения смелости и самоотверженности артиста. Уникальным является то, что в наше время люди в основном пользуются пластиковыми картами, и приносят наличные на представление специально, чтобы присоединится к традиции

Также мне очень нравится традиция уличных театров во взаимодействии с пространством. В каждом выступлении в разных местах артисты адаптируются к окружающей среде по-своему. Есть даже артисты, которые перед выступлением обходят площадку, настраиваются на нее, словно общаясь с самим пространством. Они передают месту информацию, что в ближайшее время оно станет сценой и притяжением внимания зрителей.

Творческие планы театра

Творческие планы на год – масштабные и разнообразные. Мы планируем реализовать новую уличную постановку (подробности чуть позже можно будет прочитать на нашей странице Вконтакте). Также мы планируем участие в предложенных творческих проектах. Кроме того, в планах улучшение структуры работы театра. За годы деятельности мы достигли хороших результатов и стремимся к дальнейшему развитию. Планируются также масштабные летние гастроли и выступления для жителей нашего города.

31.01.2024

Понравилось интервью?