Директор профессионального академического уличного ВАУ театра в Воронеже Элеонора Ривер поделилась с нами историей создания «театра без вешалки».
История возникновения уличного театра
Идея создания уличного театра зародилось в дирекции международного Платоновского фестиваля искусств. Уже на протяжении 10 лет они устраивают масштабный театральный фестиваль, приглашают уличные театры со всего мира. В 2022 году Платоновский фестиваль выиграл грант на постановку уличного спектакля. Многие не прошли этапы отбора в постановку. Но в итоге 10 человек в апреле 2022 году смогли стать театром.
Наш уличный театр возник в феврале 2022 года, а первый спектакль состоялся в мае того же года при содействии замечательного Санкт-
Петербургского театра «Странствующей куклы господина Пэжо», который является старейшим уличным театром в России. Изначально у наших коллег была задача не просто поставить спектакль, а научить нас быть профессиональным театром. Этот великолепный театр успешно справился с задачей за две недели репетиций, а также продолжил поддерживать нас в течение трех месяцев. От лица всего коллектива, выражаю им огромную благодарность.
![](/uploads/10/32/124543805765b9fbde00dad.jpg?1706687454)
Идея и вдохновение
Театр в моей жизни появился давно. С самого детства я увлекалась этим видом искусства и любила наблюдать за постановками. А уличный театр мне нравится именно тем, что он делает зрителями именно случайных прохожих. Драматический театр требует культурного контекста, навыков восприятия постановок, в то время как уличный театр стремится объединить зрителей различных типов и создать гармонию в пространстве. Моя мама, ценитель театра, также поддерживала и разделяла это увлечение.
С 2014 по 2018 год я активно участвовала в театральном проекте «Театр Равных» в Воронеже в качестве актрисы, играла в небольшом частном театре, совершала театральные гастроли. Состояла в рок-группе, поэтому у меня уже был опыт организации выступлений и гастролей. Особенно на начальном этапе формирования труппы требовалась тщательная организация всех сфер деятельности. Этот опыт пригодился, и сейчас, будучи продюсером-директором театра, я организовываю все рабочие процессы, беру на себя ответственность за гастроли театра.
![](/uploads/98/32/201980245965b9fc09e0dff.jpg?1706687497)
![](/uploads/12/14/163515015265b9fc3525438.jpg?1706687541)
Каждый из участников нашего проекта смог найти свою роль и сделать вклад в общее дело. В своем театре я постоянно экспериментирую, ищу новые формы и идеи.
Организация проекта
Организация любого проекта – это ответственное, сложное и весьма увлекательное занятие. До 2022 года я даже не представляла себе, как происходит работа в уличном театре, пока не познакомилась с художественным руководителем театра«Странствующей куклы господина Пэжо» чудесная волшебная женщина, Матушка Медоус на первой встрече принялась нас пугать. Практически всё первое занятие было посвящено тому, чтобы отговорить нас от этой затеи: «Бегите, это сложно, неоплачиваемо, это требует много времени, пота и слёз. Только фанаты могут этим заниматься. Бегите, уходите». Многих она, действительно, напугала. Мне тоже было очень страшно, но я всё равно решила остаться и попробовать.
Первый сезон оказался чрезвычайно трудным, так как мы всем коллективом всему учились на ходу, не имея времени для вдумчивого освоения всех аспектов. Мы сами находили заказы, организовывали поездки и гастроли. Мне это напоминало организацию концертов и фестивалей и работу в театре одновременно. Никто не ожидал, что мы продемонстрируем такие впечатляющие результаты за первые гастроли. В первом сезоне мы посетили 10 городов и отыграли 21 спектакль. Это было мощным стартом. Мы сталкивались с трудностями, требовавшими быстрого мышления и творческого подхода для эффективной коммуникации между структурами театра, постановками задач и координации процессов.
![](/uploads/16/41/68387291865b9fcec6912b.jpg?1706687724)
Конечно же, важным фактором было человеческое взаимодействие внутри коллектива. За два года мы преодолели множество испытаний, что сделало нас крепче, а структуру театра более прозрачной и понятной. В настоящее время мы развиваемся четко, быстро и полны вдохновения.
Отличие уличного театра от классического драматического театра
Уличные и драматические театры представляют абсолютно разные жанры искусства. Часто люди думают, что достаточно взять классическую постановку и вынести ее на улицу, чтобы это стало уличным театром. Однако это не так, поскольку эти театральные формы созданы совершенно по-разному. В чем же заключаются их отличия?
Первое отличие можно назвать «правилом игры». В классическом театре все начинается с вешалки, где у зрителя есть определенный «маршрут» – сдача одежды, взятие номерка, занятие места согласно билету. Обычно зритель не покидает зрительный зал до завершения спектакля. В уличном театре все иначе. Иногда на некоторые фестивальные представления зрители приходят заранее к площадке выступления, но в основном уличные постановки создаются так, чтобы привлечь внимание любого прохожего – будь то тот, кто знает, что здесь проходит спектакль, или случайный человек, просто проходящий мимо. Спектакли разрабатываются с учетом многослойности содержания, чтобы заинтересовать и взрослого, и ребенка, создать возможность для обсуждения и взаимного восприятия.
Второе отличие касается декораций. В театре сцена и освещение создают изолированное пространство, в котором режиссер и световой художник могут реализовать свои художественные идеи. На улице же все является внешними обстоятельствами и частью декораций. Успешные уличные постановки учитывают окружающее пространство, взаимодействуют с ландшафтом и городским окружением. Они становятся либо продолжением города, либо вторжением другой реальности.
![](/uploads/18/21/53120668265b9fd25cc22f.jpg?1706687781)
Третьим отличием является средство выразительности. Сюжет уличного спектакля может как включать нарратив, изменение главного героя по пути повествования, так может быть и просто атмосферой, в которую артисты переносят зрителей. Так же представление может быть по форме приближенным к шоу.
В спектаклях используются яркие трюки и приемы: огненное искусство, цирковое искусство, работа с маской или куклой, ходули, жонгляж, колесо Сира, эквилибристика, воздушная гимнастика, акробактика. Музыка, которая раздается в радиусе от выступления, трансформирует пространство в место действия. Важным аспектом является взаимодействие с публикой и использование пространства улицы, которое адаптируется при путешествиях по городам и фестивалям уличных театров.
Репертуар уличного театра
У театра есть несколько постановок. Среди них — главный спектакль под названием «Как царь Петр чего-нибудь там», который был первым в нашем репертуаре, экоперфоманс «Тысяча тонн под водой»; зимний уличный спектакль «Как Царь-Петр Новый год удумал»,где выступал режиссером народный артист России Камиль Тукаев. Также интересными работами являются наша интерпретация традиционной комедии «Дель Арте», где мы исследуем русские архетипы и уличный спектакль «Комедия на авось», основанный на импровизации. Недавно мы также представили новогодний спектакль «Снежкины», созданный совместно с режиссером Натальей Овчинниковой из Санкт-Петербургского театра «Небесная карусель»: уютный новогодний уличный спектакль о семье и снежных приключениях.
Сейчас в составе труппы театра участвует 13 артистов, которые принимают участие в различных постановках. Иногда мы привлекаем к сотрудничеству артистов из других театров, особенно когда требуется определенный типаж. Кроме того, для будущей крупной постановки мы планируем, вероятно, провести кастинг. Чаще всего артисты также заняты участием в других проектах. Несколько человек, включая представителей нашей театральной организации, полностью посвящают свое время ВАУ театру.
В нашем театре есть множество талантов, включая самостоятельных творческих единиц. Иногда на фестивалях или мероприятиях, где мы планируем выступить, требуется более глубокое взаимодействие с нашим театром. В таких случаях мы открываем раздел «Не спектакли» и разрабатываем специальные идеи и предложения, соответствующие характеру и целям конкретного мероприятия.
Также мы пробуем внести отпечаток Воронежа в наши постановки и развивать искусство переплетения прошлого, реальной истории и окружающего нас мира.
«Внутрянка» работы уличного театра
Первым режиссером, который воплотил наш театр через первую постановку, была Анна Шишкина, также известная как Матушка Медоус - художественный руководитель уличного театра «Странствующая кукла господина Пэжо» в Санкт-Петербурге. Она проявила невероятную энергию и фантазию в этом творческом процессе. Постановка с ее участием стала удивительным опытом и несравненными впечатлениями для многих из нас. Один из участников нашего театра, Даниил Чекрыгин, профессиональный актер, поэт и драматург, был вовлечен в режиссуре уличных постановок. Он является режиссером и автором идеи «Тысячи тонн под водой», комедии «На Авось». Мы также получили поддержку от Камиля Тукаева, народного артиста России, который выступал в качестве куратора постановки «Как царь Петр Новый год удумал«театра». В прошлом году мы сотрудничали с Натальей Овчинниковой, художественным руководителем театра «Неизвестная карусель» в г. Санкт-Петербург. В будущем мы надеемся посотрудничать с режиссерами ведущих уличных театров России.
Родной Воронеж
Я родом из Воронежа, большинство наших артистов тоже. Довольно много путешествовала и у меня была возможность переехать куда угодно, но я выбрала именно Воронеж местом своей жизни. Люблю город всем сердцем. Он для меня особенно дорог.
Больше всего в Воронеже мне нравятся парки: один из которых – «Дельфин». Он очень уютный и красивый. А в парке «Динамо» мне нравится созерцать кусочек дикой природы, представляющий собой неприкосновенный лесной уголок прямо в центре города. Кроме того, у нас есть уютные скверики, которые тоже занимают особенное место в моем списке любимых мест.
Стоимость спектаклей
В большинстве случаев уличные спектакли предоставляются абсолютно бесплатно для всех зрителей. Любой желающий, увидевший объявление о предстоящем спектакле, может прийти заранее и выбрать наилучшее место в зрительном пространстве. Для этого достаточно обратить внимание на подготовку уличных артистов к постановке и узнать у них, где находится самое лучшее место для наблюдения за представлением.
Что делает театр вне сезон?
Это одна из самых распространенных тем в сфере уличных театров. Часто театры выступают летом, но подготавливаются к летнему сезону зимой. То есть зимой уделяется время улучшению организации работы театра, тренировкам артистов, возможным поездкам на форумы и участию в мастер-классах для улучшения навыков и развития. Кроме того, зимой создаются и постановки новых спектаклей. В то же время существуют уличные фестивали, и в этом году они также начинают представлять зимние спектакли. У многих уличных артистов есть тематические представления для Масленицы, а также появляются новые представления к Новому года. Для этого важно выбирать подходящий материал для костюмов и тепло одеваться. Например, у нас есть две зимние уличные постановки, где особое внимание уделяется взаимодействию со зрителями: они либо не очень длительны, либо имеют динамичное взаимодействие со зрителями. Длительность таких спектаклей около 35-40 минут.
![](/uploads/19/14/129980398965b9fc7d00b45.jpg?1706687613)
Традиции уличных театров
Для меня сфера уличных театров представляет особый интерес. В этой области существует множество уникальных методов взаимодействия со зрителем. Я интересуюсь традициями театров, которые встречаются мне на пути. Из числа самых распространенных приемов можно выделить, например, баскерство – это своеобразный жест уважения и признания для уличных театров. В средневековье и ранее уличные артисты своим искусством выражали тягу к прекрасному и мысль отказа от иных способов зарабатывания на жизнь. Положить монету в шляпу артисту - считалось выражением своего уважения смелости и самоотверженности артиста. Уникальным является то, что в наше время люди в основном пользуются пластиковыми картами, и приносят наличные на представление специально, чтобы присоединится к традиции
Также мне очень нравится традиция уличных театров во взаимодействии с пространством. В каждом выступлении в разных местах артисты адаптируются к окружающей среде по-своему. Есть даже артисты, которые перед выступлением обходят площадку, настраиваются на нее, словно общаясь с самим пространством. Они передают месту информацию, что в ближайшее время оно станет сценой и притяжением внимания зрителей.
Творческие планы театра
Творческие планы на год – масштабные и разнообразные. Мы планируем реализовать новую уличную постановку (подробности чуть позже можно будет прочитать на нашей странице Вконтакте). Также мы планируем участие в предложенных творческих проектах. Кроме того, в планах улучшение структуры работы театра. За годы деятельности мы достигли хороших результатов и стремимся к дальнейшему развитию. Планируются также масштабные летние гастроли и выступления для жителей нашего города.